ПРОХОДНОЙ БАЛЛ
ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА ЮРИСТУ
В июне время словно убыстряет полет.
Школьные выпускные экзамены прошли, вузовские
вступительные вот-вот начнутся, ЕГЭ плавно
переходит из одного этапа в другой. Мы одеваемся
то в строгий костюм экзаменатора, то в блузку с
кружевами, сшитую к выпускному балу. Наши дети,
наши любимые ученики прощаются со школой.
Конечно же мы волнуемся. И хотя целый год
убеждали себя, что не отметки в журнале есть мера
детских, да и наших учительских успехов, все же
тайно мечтаем: хорошо бы наши ученики сдали все
экзамены на “хорошо” и “отлично” и поступили в
высшие учебные заведения. Мы все еще продолжаем
опекать их, особенно ставших абитуриентами, даем
советы, соглашаемся дополнительно позаниматься,
лишь бы все прошло гладко, и к сентябрю они
радостно сообщили: я стал студентом! Студентами
мы почему-то особенно гордимся. И ничего тут не
поделаешь – видимо, традиционное у нас мышление.
А может, нам приятно, что пополняются ряды
интеллигенции, к которой мы и себя относим.
Каждый год в начале июля вспоминаем своих
знакомых, которые работают в вузе, набираем их
номер телефона и просительно произносим: “К вам
мой Смирнов из 11 “Б” поступает – он хороший
мальчик, пожалуйста, не ставьте ему на экзамене
двойку...” Иногда помогает, но чаще ведем этот
разговор для своего собственного утешения, мол,
сделала все что могла.
Как бы там ни было, мы переживем эти тревожные
дни, огорчимся и порадуемся вместе со своими
учениками и... отправимся в долгожданный
учительский отпуск. Ведь так?
Образование не на медные деньги...
Знание законов не освобождает от платы
за обучение в коммерческом вузе. Но помогает
сэкономить
Поступив в среднее специальное или
высшее учебное заведение на платной основе,
бывший школьник вступает в сферу
гражданско-правовых отношений – заключает
договор о предоставлении платных
образовательных услуг. На вопросы, которые
наиболее часто возникают у ребят в связи с
необходимостью платить за профессиональное
образование, отвечает начальник юридической
службы межрегиональной общественной
организации «Общество защиты прав потребителей
образовательных услуг» Олег Александрович
УХАНОВ.
– За что берут деньги
негосударственные образовательные учреждения?
– Негосударственные образовательные учреждения
в отличие от государственных вправе взимать
плату за образовательные услуги в пределах
государственных образовательных стандартов (ст.
46 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
Порядок предоставления образовательных услуг и
их оплата определяются по согласованию сторон
при заключении договора, в том числе по
дополнительным образовательным услугам.
– На что в договоре следует обратить особое
внимание?
– При заключении договора сначала необходимо
убедиться, что у образовательного учреждения
есть лицензия, государственная аккредитация. (Право
на подготовку по каждой специальности
лицензируется и аккредитуется отдельно.) Изучите
условия договора, которые считаются
существенными:
– уровень образования, сроки обучения, размер
платы за обучение;
– условия приема, проведения промежуточных
аттестаций, реализации предусмотренных
законодательством льгот, условия расторжения
договора и ответственности сторон.
С чем можно столкнуться?
В договоре указано, что образовательное
учреждение обязуется предоставить студенту
образовательные услуги, соответствующие степени
бакалавра, за три года. А Федеральный закон «О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании» для обучающихся, получающих первое
высшее образование, предусматривает освоение
основной образовательной программы на степень
бакалавра за срок не менее четырех лет. Мы видим
нарушение закона.
– Какие проблемы возникают при определении
размера и порядка оплаты образовательных услуг?
– Самые спорные пункты договора касаются
размера оплаты за обучение, перечня видов
оплачиваемых услуг, порядка и условий
расторжения договора в случае невыполнения
обязательств по оплате и наличия академической
задолженности.
Стоимость обучения при предоставлении платных
образовательных услуг определяется произвольно.
Но поскольку образовательные учреждения
являются некоммерческими организациями,
предоставление ими платных образовательных
услуг не должно иметь целью извлечение прибыли.
Это определено в ст. 45, 48, 49 Федерального закона «О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании». Таким образом, стоимость обучения
складывается из затрат на образовательный
процесс и включает: оплату профессорско-преподавательского
состава и технического персонала, коммунальные,
налоговые и арендные платежи (за аудитории,
библиотеки, столовую), содержание техники (оргтехника,
автомобили) и другое. За время обучения в связи с
инфляцией стоимость обучения может возрасти.
Если условия и порядок изменения оплаты не
оговорены в договоре, то образовательное
учреждение может использовать положение в своих
интересах и не доучивать студента, досрочно
расторгнув договор.
Оплата обучения должна производиться в рублях.
Это требование определено Федеральным законом
«О валютном регулировании и валютном контроле» и
другими нормативными правовыми актами,
изданными на его основе.
Допускается, чтобы в договоре был указан
долларовый эквивалент суммы, подлежащей оплате в
рублях. Образовательное учреждение может брать
пеню за просрочку платежей.
– В договорах не всегда четко прописано, за
что именно платит студент. Со студентов берут
деньги за пересдачу экзамена или зачета.
Правильно ли это?
– Рассуждать надо так. В том случае, если в
договоре прямо не указано, что подлежит оплате,
то считается, что в стоимость оплаты входят все
услуги основной образовательной программы. А в
письме Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от 16 декабря 1998
г. № 01-50-205 ин/32-03 «О недопустимости установления
платы за образовательные услуги, оказываемые
государственными и муниципальными
образовательными учреждениями в рамках основных
образовательных программ» ликвидация
академической задолженности отнесена к основной
деятельности образовательного учреждения.
Значит, она должна входить в общий объем
образовательных услуг, в том числе
предоставляемых за плату. Оплачивать пересдачу
отдельно – платить за нее второй раз. То же
относится к прохождению производственной (профессиональной)
и научно-исследовательской практики,
вступительным экзаменам, стажировкам,
оформлению документов при проведении
вступительных испытаний и зачислении, к
восстановлению и переводу из одного
образовательного учреждения в другое, с одной
формы обучения на другую, с одной
образовательной программы на другую.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|