Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРОХОДНОЙ БАЛЛ

В июне время словно убыстряет полет. Школьные выпускные экзамены прошли, вузовские вступительные вот-вот начнутся, ЕГЭ плавно переходит из одного этапа в другой. Мы одеваемся то в строгий костюм экзаменатора, то в блузку с кружевами, сшитую к выпускному балу. Наши дети, наши любимые ученики прощаются со школой. Конечно же мы волнуемся. И хотя целый год убеждали себя, что не отметки в журнале есть мера детских, да и наших учительских успехов, все же тайно мечтаем: хорошо бы наши ученики сдали все экзамены на “хорошо” и “отлично” и поступили в высшие учебные заведения. Мы все еще продолжаем опекать их, особенно ставших абитуриентами, даем советы, соглашаемся дополнительно позаниматься, лишь бы все прошло гладко, и к сентябрю они радостно сообщили: я стал студентом! Студентами мы почему-то особенно гордимся. И ничего тут не поделаешь – видимо, традиционное у нас мышление. А может, нам приятно, что пополняются ряды интеллигенции, к которой мы и себя относим. Каждый год в начале июля вспоминаем своих знакомых, которые работают в вузе, набираем их номер телефона и просительно произносим: “К вам мой Смирнов из 11 “Б” поступает – он хороший мальчик, пожалуйста, не ставьте ему на экзамене двойку...” Иногда помогает, но чаще ведем этот разговор для своего собственного утешения, мол, сделала все что могла.
Как бы там ни было, мы переживем эти тревожные дни, огорчимся и порадуемся вместе со своими учениками и... отправимся в долгожданный учительский отпуск. Ведь так?

Овена КОРСУНОВА

Выпускные противоречия

Как объективно оценить уровень школьного образования?
И кто в этом заинтересован?

Экзамены: школа – вуз

Сегодня вузы получили самостоятельность в выборе форм и программ вступительных испытаний. Поступить можно, сдав компьютерное тестирование, в том числе заочное через Интернет, или пройдя собеседование, или даже вовсе без экзаменов. Система отметок может быть десяти-, двадцати-, стобалльной, и соответствие полученной отметки привычным «отлично» – «хорошо» – «удовлетворительно» тоже устанавливается в разных вузах по-разному.
Отмену вступительных испытаний некоторыми вузами можно считать шагом навстречу ребенку и родителям. Пропадают страхи. Теряют смысл протежирование и взяточничество. Правда, остается и даже ужесточается вопрос качества профессионального образования: если поступили все желающие, то не оказались ли среди них те, кто не справится с программой? В этой ситуации недобросовестные вузы закрывают глаза на проблему и продолжают обучать всех новоиспеченных студентов, добросовестные придерживаются строгой системы отчислений. Иногда отчисление за неуспеваемость заменяют отчислением по рейтингу: заранее оговоренное количество студентов (например, десять человек из потока), набравшие меньше всех баллов по итогам сессии, оставляют учебное заведение.
Что показательно, без экзаменов принимают учиться только негосударственные вузы. Они могут себе позволить руководствоваться здравым смыслом, а не привычными схемами: длительное участие студента в учебной и практической деятельности (в течение семестра) дает больше возможностей для правильной самооценки и оценки со стороны, чем экстремальная ситуация экзамена. (Конечно, этот подход неприемлем для наукоемких профессий, действительно требующих предварительного отбора среди выпускников.)

Чего хочет школа?

Опросы учеников и родителей показывают: большинство считают, что школьные экзамены если и необходимы, то потому, что готовят к более серьезному испытанию – вступительному экзамену в вуз. При этом все признают существование разрыва между содержанием школьных выпускных и вузовских вступительных, так что подготовка возможна скорее психологическая: сдашь несколько экзаменов – и идти на очередной не так страшно.
Директора школ, обсуждая проблему, говорят о необходимости профессиональной экспертизы тестов и билетов, которые сегодня предлагаются абитуриентам. По их мнению, необходимо исключить задания, которые превращаются в ловушки для выпускников, потому что не соответствуют содержанию стандарта общего среднего образования. Странно, что вопросы и ответы вступительных испытаний остаются «сакральным знанием», которым владеют лишь преподаватели вузов. Было бы правильнее сделать их открытыми, выпуская книжки, подобные школьным задачникам и решебникам, чтобы заинтересованные заранее получили представление об ожидающих их требованиях и могли потренироваться.
Эта позиция аккумулируется в идее независимой экспертизы, которую проходили бы все выпускники школ, желающие получить объективное заключение об уровне своего образования.

ЕГЭ и другие

Хороший пример независимой объективной экспертизы в области образования – языковые экзамены, которые вот уже несколько лет принимает в России Британский совет – независимая, неполитическая организация, представляющая Соединенное Королевство в 243 городах 110 стран мира. Проверить уровень своих знаний и умений могут дети и взрослые на разных ступенях обучения английскому языку независимо от возраста. Испытание проводится в установленные сроки шесть раз в год. Курсы подготовки дают информацию о формулировке заданий и возможных трудностях. Экзамен проверяет все четыре вида речевой деятельности и, хотя называется «тест» (а мы привыкли исключительно к тестам на бумаге), предусматривает творческую активность участников (ролевая игра, переписка с другом). Устную часть экзамена оценивают носители языка, не говорящие по-русски; письменные работы сразу запечатываются и проверяются только в Великобритании.
А что же наш ЕГЭ? Он тоже претендует на независимость и объективность. Кто упрекнет в предвзятости компьютерную программу или проверяющих, работающих с анонимными бланками ответов? Никто. И готовиться надо известно к чему: банк заданий открыт – бери изучай, тренируйся. Только вот почему остаются неуслышанными филологи, которые тревожатся:
– Творчество, творчество не забудьте посмотреть, и устную монологическую речь, и – кому, как не нам, об этом думать – гражданскую, и нравственную позиции!

Кому и зачем нужен школьный аттестат

И школьники, и родители давно говорят о том, что для выставления итоговых баллов в аттестат вполне достаточно учесть годовые отметки, которые в общем-то соответствуют текущей успеваемости и могут достаточно рассказать о прилежании и талантах ученика. Педагоги, наоборот, сетуют, что баллы в аттестате не отражают различий в знаниях выпускников. Ребята, которые изучают какой-то предмет по углубленной программе, находятся в интересной нормативно-правовой ситуации: их отметки внешне ничем не отличаются от остальных и автоматически как бы приравниваются к ним. Выходит, один ученик может получить четверку за углубленное изучение предмета, а другому эту отметку натянут, прикрыв ею троечные знания. Чтобы получить высший балл в аттестате (а не знания!), некоторые способные ребята переходят к девятому классу в более слабую учебную группу и доучиваются там.
Школьные экзамены превращаются в игру, правило которой: обмани, или проиграешь. Учителя, пока идет экзамен, успевают надиктовать по пять выпускных сочинений своим подопечным. Это умные, хорошие люди, они понимают, что некоторые дети нуждаются в помощи, им нужно помочь получить заветную пятерку или тройку, а потом ребенок пойдет своим путем.
Вузы же косятся на аттестат, проводят свои собственные экзамены и иногда даже отказывают абитуриентам в приеме документов только потому, что те закончили негосударственную школу (напомним, негосударственная школа получает право выдавать собственные аттестаты только после аккредитации, то есть неоднократной государственной проверки обеспечения и качества образовательного процесса).
Получается, что аттестат перестал быть однозначным свидетельством качества знаний, уровня образованности выпускника: слишком много переменных влияют на то, какая же отметка появится в нужной графе. И хотя недоверие вуза к аттестату может быть незаслуженным, оно во многом определяет ту ситуацию, в которой оказываются абитуриенты.

Итак, школа надеется на независимую и объективную экспертизу учебных результатов своей работы. Кроме этого, она считает важным общее развитие и воспитание ученика, ищет пути индивидуализации и дифференциации обучения, пытается включить ребенка в практику социальной жизни. Решая, какими быть экзаменам по предметам или образовательным областям (например, язык), можно использовать мировой опыт и опыт экстернатов. Пусть требования будут открытыми и существуют места, куда можно прийти в назначенный срок и пройти испытание. Вопрос о смысле и статусе школьного аттестата я бы считала открытым.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru