УЧЕБНИКИ N55
О хороших учебниках и плохих
стандартах
Общая биология.
Учебник для 10–11 классов общеобразовательных
учреждений.
Под редакцией академика Д.К.Беляева, профессора Г.Д.Дымшица.
–
М.: Просвещение, 2001
Учебник коллектива авторов под
редакцией академика Д.К.Беляева и профессора
Г.М.Дымшица целеустремленно хранит верность как
лучшим, так и худшим традициям отечественного
книгоиздания. Он настолько традиционен, что
невольно воспринимается как новое «улучшенное и
дополненное» издание предыдущего учебника с тем
же названием, а не как самостоятельный труд. В
подобном постоянстве, безусловно, есть свои
положительные стороны. В первую очередь такую
верность традиции (и программе) должны оценить,
естественно, педагоги. Привычная структура,
обычный порядок разделов для человека,
проработавшего в школе много лет, – все это само
по себе значит немало. Привычная «советская»,
хотя уже ставшая редкостью, добросовестность в
подборе учебного материала. Он (материал), в свою
очередь, заметно «освежен» в сравнении с
предыдущими изданиями такого рода, причем
(насколько я могу судить) с использованием лучших
переводных изданий в качестве источников и
образцов. В таком контексте архаичные нотки
вроде рисунков, десятилетиями кочующих из одного
пособия в другое, и ссылок на Энгельса в главе,
посвященной антропогенезу, смотрятся даже
трогательно, вызывая ностальгический вздох: «Где
мои 15 лет…» Чрезвычайно радует продуманное
использование материалов по истории мировой и
отечественной науки практически во всех
разделах книги. Очень удачен (и главное –
доступен!) лабораторный практикум. И просто
бесценен в настоящих условиях раздел «Общество и
окружающая среда», особенно главка об
индустриально-потребительском обществе.
На фоне учебников по общественным наукам, что в
один голос поют оду свободному рынку, – трезвый
анализ последствий перепотребления,
характерного как раз для развитых стран, на
которые Россию призывают равняться, насущно
необходим. И мне радостно, что именно мои коллеги
взяли на себя этот нелегкий и неблагодарный труд
объяснить современным школьникам, что
безудержное потребление – это не настоящая
жизнь, а, напротив, кратчайший путь к настоящей
смерти человечества. Это то, что касается
безусловных плюсов учебника. Другие его
особенности (также весьма традиционные)
выглядят, к сожалению, менее привлекательно.
Пособие написано чрезвычайно сухо и
конспективно. Оно как нельзя лучше подходит для
закрепления подробно разобранного на уроке
материала, но, на мой взгляд, мало рассчитано на
самостоятельное изучение учащимися. Особенно
это касается таких разделов, как «Дыхание» и
«Фотосинтез», «Биосинтез белка». Эти сложные
биохимические темы изложить кратко и
одновременно доступно, по-видимому, просто
невозможно, и в данном случае в жертву краткости
приносится как раз понятность.
Впрочем, саму эту сухость трудно поставить
авторам в вину. По всему чувствуется, что они
стремились втиснуть огромный курс, который
по-хорошему требует трех-четырех учебников, в
тоненькую книжку не по велению сердца, а
повинуясь неким, явно не ими выдуманным
стандартам. И справились с этой задачей даже не
без блеска. Книга добросовестно насыщена и даже
перенасыщена научной информацией, и все же ей не
помешала бы толика занимательности. Но
отсутствие установки на занимательность
учебников естественно-научного цикла – это тоже
своего рода наша традиция… Вопрос: стоит ли ее
лелеять?
На обложке, правда, помещена аннотация, из
которой следует, что данный учебник
предназначается прежде всего для учащихся
физико-математического профиля. Этот
комментарий, надо полагать, объясняет
компактность пособия. Но он же неизбежно
побуждает к поиску в нем и иных примет
профориентированности. Они, к сожалению,
отсутствуют. А ведь как красиво можно было
раскрыть такие темы, как «Саморегуляция»,
«Дыхание», «Эволюция», в терминах кибернетики,
электродинамики и математического
моделирования соответственно! Но
междисциплинарный подход, равно как и подход
проблемный, плохо вписывается в традицию. И в
результате учебник неизбежно обретает черты
катехизиса, рассчитанного преимущественно на
запоминание готовых ответов и, что особенно не
радует, невольно формирует ощущение, что
биологическая наука из одних лишь «правильных»
ответов и состоит. Что нет в природе более ни
тайн, ни загадок, которые еще только ждут
пытливых исследователей, а есть одни лишь
прописные истины.
При всем при том я далека от намерения ругать это
пособие. Оно выглядит чрезвычайно достойно и
само по себе, и особенно на фоне учебников
гуманитарного цикла последних лет. Но до уровня
лучших переводных аналогов все-таки не
дотягивает. И дело тут вовсе не в том, что наши
ученые не могут написать интересную книгу,
отнюдь. Дело в прокрустовом ложе стандартов и
правил игры, принятых в школьном книгоиздании, в
которые ни один достойный учебник по биологии,
будь то импортный трехтомник или отечественный
К.Ю.Еськов, не укладывается. И пока эти правила не
отменены, нет смысла требовать от учебников
невозможного. Повторюсь: труд этот – достойное (и
я настаиваю на этом эпитете) продолжение
определенной традиции отечественной педагогики.
И в ее рамках должен быть оценен очень и очень
высоко. Вопрос в том, не пора ли – о нет, ни в коем
случае не разрушить, но несколько раздвинуть эти
самые рамки?.. (Например, увеличить рекомендуемый
объем учебника «Общая биология» по меньшей мере
вдвое.) Но это вопрос не к авторам, а к тем, кто
заказывает соответствующую педагогическую
музыку.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|