Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N55

Илья СМИРНОВ

Воспитание «шоу-бизнесом»

Организация воспитательного процесса в школе.

Рожков М.И., Байбородова Л.В.
Организация воспитательного процесса в школе.
М.: Владос, 2001

Название этой книги не просто актуально – оно трагически актуально.
Мы живем в эпоху, когда целенаправленным растлением подрастающих поколений занимаются мощные структуры с бюджетами, многократно превосходящими бюджет любого полезного детского учреждения. Организаторы всероссийской сети детской проституции, те самые, чьи, с позволения сказать, «лица» вся страна с ужасом и омерзением наблюдала по телевизору, в конечном итоге получили: главарь – 1 год 26 дней (уже на свободе – в ознаменование Победы в Великой Отечественной войне), прочие – год тюрьмы на всех. «Вся тусовка смеется по этому поводу, а отдельные граждане на своих аналогичных сайтах разместили надпись «Менеджмент ГУВД» (Михалыч С. Сексуальная революция – Новая газета, 2002, № 18). Слабая (и, говоря по совести, плохо продуманная) попытка «Идущих вместе» остановить распространение порнографической литературы вызвала такую мощную и скоординированную реакцию – руки прочь! – как будто бы кто-то покусился на общенациональную святыню вроде Кремля или Эрмитажа. В борьбе за свободу грязного слова отметились и некоторые деятели образования. А в школьных учебниках литературы появились В.Сорокин, Д.Галковский и пр. – тоже «писатели», прости Господи, которых просто необходимо знать российскому школьнику (см., например: Ланин Б. Русская литература ХХ в. Под ред. Г.И. Беленького. М.: Антиква, 1997, с. 202, 207).
Что может противопоставить всему этому учитель – обобранный и преданный собственным государством? Какие позитивные ценности он предложит ученикам? Какой образец «делать жизнь с кого»?
Вопрос не риторический. Вопреки всем социально-экономическим закономерностям в стране еще работают настоящие учителя. Это люди, которым есть что сказать по поводу воспитания. И их не так уж мало. Если бы кто-то в самом деле интересовался нравственным опытом современных воспитателей, ему не нужно было бы ничего специально сочинять.
Но зачем тогда «методисты»?
Только они (да еще, пожалуй, «культурологи») владеют специфическим наречием: «Роль педагогического анализа в воспитательной работе чрезвычайно велика. Чем глубже и обоснованнее педагог осуществляет анализ, проникает в сущность управляемого объекта и процессов, протекающих в нем, тем доказательнее и эффективнее его действие по упорядочению управляемой системы и переводу ее в новое, более высокое качественное состояние… Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации. Эта работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся и предусматривает также регулирование отношений социальных институтов, оказывающих влияние на ребенка… Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях… Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя – это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. Реализация функции контроля предполагает, с одной стороны, выявление положительных результатов, с другой – негативных результатов и причин имеющихся недостатков, а также возникающих проблем в процессе воспитания…» (с. 17, 86, 87, 164).
Неплохо сказано – «обеспечение условий для адекватного развития в существующих условиях».
И такой «технологии воспитания» – две с половиной сотни страниц.
У нашего замечательного историка профессора Ю.И.Семенова я обнаружил точное определение подобной «учености» (Возникновение религии – Скепсис, 2002, № 1,
с. 68). Правда, Ю.И.Семенов имеет в виду другую «научную дисциплину», активно внедряемую в последнее время в вузовские (и даже школьные) программы, но к «методике воспитательной работы» его определение тоже подойдет.
«Пустознание». Именно на него очередной раз потрачены финансы, бумага, типографская краска. А министр очередной раз объяснит надоедливым учителям, что на обещанное повышение зарплаты «нет денег» (Известия, 12.03.2002).
Но не подумайте, что авторы пособия наглухо отгорожены от реальной жизни китайской стеной из наукообразной зауми. Временами их пособие очень актуально. См. с. 137: «Сегодня можно спорить о жизнеспособности коммунарства как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности активно используются практиками… В процессе коллективного планирования внеучебной работы на учебный год родилась идея проведения игры «Шоу-бизнес».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru