Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N55

Евгения БАСОВСКАЯ

Красивые книги для глубоких раздумий

Как хорошо, что прошли те времена, когда мы точно знали: учебник – это такая толстая, некрасивая и скучная книжка. Ярким и веселым позволялось быть разве что букварю. Теперь же не назовешь редкостью не только школьный, но и вузовский учебник, который приятно взять в руки и чрезвычайно интересно читать.
К числу таких изданий относится двухтомник И.О.Шайтанова «История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения». Два небольших тома (чуть больше двухсот страниц в каждом), на обложках и фронтисписах – репродукции картин Брейгеля и Боттичелли, книжных иллюстраций Пикассо и Доре. Первое же название раздела свидетельствует о том, что автор учебника видит в читателях умных и квалифицированных собеседников, – «Возрождение: культурные факторы эпохи». Проблемными и при этом выразительными оказываются и названия глав: «Эпохальный отсчет времени», «Новый человек – кто он?», «Подражание античности», «Пределы гуманизма» и др.
Безусловно, книга И.О.Шайтанова написана для эрудированных, много читающих, аналитически мыслящих взрослых. В ней представлен достаточно широкий фактический материал: дан очерк литературного процесса, коротко изложены биографии писателей, систематизированы жанры и стили ренессансной литературы. Но все это лишь необходимый фундамент для анализа тенденций и закономерностей культурного развития Европы на рубеже Средневековья и Нового времени. Потому и личности поэтов, прозаиков и драматургов, и отдельные художественные тексты интерпретируются в учебники как составляющие единой духовной вселенной Возрождения. Так, Франческо Петрарка рассматривается как живое воплощение важнейших черт человека новой эпохи, а Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир – как люди, в чьем творчестве отразилась трагическая «неисполненность великой гуманистической мечты».
Манера подачи материала всецело соответствует избранному И.О.Шайтановым методическому принципу: анализ историко-литературных явлений ведется без скидок на возможную некомпетентность аудитории. Книга обращена к тем, кому европейская литература Возрождения по-настоящему интересна и кто не пожалеет времени на медленное и вдумчивое чтение. Стиль учебника не назовешь легким, но он безупречно правилен и содержит многочисленные образцы истинной научной риторики: «Гуманизм с его стремлением к ясному видению, с его критическим подходом к любому тексту культуры дал новое понимание истории. Однако перспектива, открывшаяся этому новому взгляду, была малоутешительной, поскольку не оставляла места для деятельности достойного человека… Чтобы продолжать надеяться, нужно было найти какую-то иную точку зрения, позволявшую взглянуть на человека в перспективе то ли более обширной, то ли более далекой… Такая точка зрения уже существовала, предложенная истолкователями Платона. Они окрашивали земное бытие светом небесных идей, не отнимая у земного и человеческого его природной сущности» (т. 1, с. 119).
Доверяя читателю, И.О.Шайтанов в то же время и помогает ему. Понимание и запоминание облегчается благодаря дополнительным методическим приемам. В конце глав помещается перечень ключевых терминов (рубрика «Круг понятий»), задаются вопросы для самопроверки, в некоторых случаях перечисляются также темы для докладов. Текст сопровождается публикацией «Материалов и документов» – выдержек из источников и научных трудов. Таким образом, «соавторами» И.О.Шайтанова становятся С.С.Аверинцев, Ю.Б.Виппер, Е.М.Мелетинский, Й.Хёйзинга и другие исследователи истории и культуры Возрождения. Краткие выдержки из их работ окончательно проясняют и по необходимости дополняют содержание лаконичных авторских глав. Кроме того, дополнительные сведения читатель может почерпнуть из книг и статей, названных в коротких, но емких тематических списках литературы.
Единственное, что вызывает удивление, – это отсутствие какого бы то ни было заключения. Учебник завершается главой «Уильям Шекспир» и соответствующим библиографическим списком. Жаль, что И.О.Шайтанов не сказал хотя бы несколько слов в заключение, не подвел итог тому, о чем размышлял вместе с читателями на протяжении двух томов. Это тем более странно, что тот же автор совершенно иначе завершает книгу, посвященную европейской литературе Средневековья и Возрождения и адресованную учащимся гимназий.
Двухтомник И.О.Шайтанова «Зарубежная литература. Средние века. Эпоха Возрождения», состоящий из гимназического учебника и хрестоматии, выпущен в 2000 г. эстонским издательством «Авита». И именно здесь, в редкостной красоты книге (мелованная бумага, не менее трех иллюстраций на каждой странице!), автор бросает прощальный взгляд на европейскую словесность переломной эпохи: «Время вышло из пазов, единство распалось, замелькало множеством лиц, поражающих не прежним величием, но новым разнообразием. Возник новый мир. Шекспир присутствовал при его рождении и, как никто другой, запечатлел его человеческий облик. За прошедшие с тех пор четыре века мы не так много смогли прибавить к этому портретному изображению. Остается довериться Шекспиру, всмотреться и узнать – сцены собственной жизни и самих себя, какими мы были при начале нашего Времени» (с. 224). Великолепные слова! Обидно, что им не нашлось места в учебнике, опубликованном в Москве. Впрочем, студент, который внимательно, глава за главой, прочтет книгу И.О.Шайтанова, сумеет, вероятно, и сам прийти к неким важным выводам относительно развития европейской цивилизации.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru