УЧЕБНИКИ N55
Лекарство для всех сразу
Болсун А.И., Галякевич Б.К.
Физика в экзаменационных вопросах и ответах. –
М.: Рольф, 2002
Существует множество анекдотов на тему
“Сдавать китайский? Так мы его не учили. А когда?
Завтра? Тогда только вечером”. Но если говорить
серьезно, то любой студент скажет, что учить
предмет для того, чтобы его знать, и учить, чтобы
сдать экзамен, надо по-разному. Поэтому
современная система подготовки в вуз, все более и
более эволюционирующая в сторону veni, vidi,vici, то
есть вызубрить, сдать, забыть, должна вызывать у
нормального педагога содрогание. Изделия типа
“весь курс чего-то в кармане” с их заботливо
выбранным малым форматом способны вызвать шок у
профессионального укротителя школьников. Но не
будем о страшном – книга “Физика в
экзаменационных вопросах и ответах” имеет
нормальный формат. И некоторую оторопь при
первом взгляде вызывает другое: фраза “Пособие
для абитуриентов, репетиторов и учителей”.
Утешив себя мыслью, что автор вовсе не считает,
что одна книга может быть полезна клиентам всех
трех категорий, а это просто реклама, открываем и
читаем в аннотации: “...подготовиться к
вступительному экзамену по физике, не прибегая к
другим пособиям”. Ну хорошо, думаем мы, с
промоушеном у авторов все путем, а с содержанием?
Книга состоит из нескольких частей. Первая –
описание экзамена по физике. Авторы пишут, что
устный экзамен состоит из двух вопросов и одной
задачи. По-видимому, авторы не вполне корректно
распространяют белорусский опыт на территорию
России. К сведению: не всегда двух и не всегда
одной. Кстати, в предисловии сказано, что авторы
имеют многолетний опыт преподавания в вузах, но
не сказано в каких. К сведению: книжки нынче стоят
столько, что покупающие их родители читают
предисловия. И некоторые читают внимательно, так
что лучше писать все прямо, а то еще подумают
невесть что.
Очень полезен приведенный в книге список того,
что “надо знать о физическом явлении”, “...о
законе”, “...о теории”. Эти списки позволяют
структурировать ответ и при наличии знаний
помогают при ответе ничего не упустить. Но что
делать, если по какому-то пункту в учебнике нет
информации? Хотя бы одну фразу стоило об этом
сказать – стресса школьникам (нашими заботами) и
без того хватает.
Вторая часть – экзаменационные вопросы с
кратким изложением ответов. Это просто учебник
физики, сокращенный и переписанный в форме
ответов на пункты программы, причем переписанный
неряшливо. То на больших высотах ускорение
свободного падения зависит от высоты – надо
понимать так, что на малых не зависит? Зачем
писать: “Угол между перемещением и силой трения
равен пи”? Чтобы школьник поупражнялся в
геометрии? Фраза “Верхняя граница атмосферы
находится на высоте около 1000 км над уровнем
Земли” кроме опечатки и физической ошибки
содержит еще и противоречие с описанием плавного
уменьшения плотности с высотой, при котором
простое слово “плавно” почему-то так и не
употреблено. А как вам понравится такой пассаж:
“...T = (t + 273)K, где t = (T – 273)оС”? До смерти способно
напугать – не знаю, как школьника, но учителя уж
точно – утверждение “...содержание углекислого
газа в атмосфере Земли увеличилось примерно на
5%”. Строго говоря, и ошибкой это так уж прямо
назвать нельзя, но книга полна подобными
неаккуратностями. Мне кажется, что изложить в
этом объеме текста имеющийся в книге материал
можно было без некорректностей. Но даже если это
не так – оправдывает ли это ляпы? Мне кажется, что
нет, и вообще, если изложить ясно данный объем
материала в данном объеме нельзя, то и не надо это
делать. В конце концов, мы не гребцы на галерах.
Третья часть – задачи. Сначала авторы излагают
рекомендации, потом дают примеры решений, потом
задачи без решений. Конструкция естественная и
известная, можно только посетовать на а)
отсутствие сложных задач и б) отсутствие
привязки сложности задач к уровню вуза. Наверное,
следовало бы разбить задачи хотя бы на два, лучше
– на три или четыре уровня, указав, для каких
вузов тот или иной уровень обычен.
Впрочем, решать задачи полезно всегда.
Четвертая часть – контрольные работы (наверное,
для школы?) и экзаменационные задания. И к тем и к
другим можно отнести сказанное выше: нет сложных
задач и нет привязки уровня задач к реальному
уровню.
И наконец, справочные материалы. Тут опять же все
более или менее естественно (краткие сведения по
истории физики, формулы, физические постоянные,
единицы, множители и приставки, основные
сведения из математики). Непонятно только одно:
что за список “Литература” в конце? Наверное,
следовало написать “Использованная
литература”, учитывая, что авторы рекомендуют
свою книгу для подготовки, “не прибегая к другим
пособиям”. Наверное, в какие-то вузы по этой
книге готовиться можно. Плохо только то, что
неясно, в какие.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|