Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N55

Татьяна ПУШКАРЕВА

Иван БЛИЗНЕЦ:
«Вопросы свободного использования авторского отрывка в изданиях учебного характера должны решаться через возникновение спора»

Иван БЛИЗНЕЦ– Известно, что срок охраны авторских прав по существующему законопроекту должен быть увеличен до 70 лет со смерти автора (вместо действующего сегодня срока 50 лет). С чем это связано?
– Увеличение срока защиты авторских прав – это общемировая тенденция. У авторского права есть определенная специфика, требующая обязательного международного регулирования. То есть если мы не установим адекватное международному законодательство, то и авторские права на произведения наших авторов не будут охраняться за рубежом. Это особенно актуально сегодня, когда для распространения произведений (по Интернету, например) не существует никаких технических ограничений. Именно с этим связано то, что срок защиты авторских прав у нас в стране последовательно продлевается: так, в 1973 году он увеличился с 15 до 25 лет после смерти автора, а в 1992 году – до 50 лет. И вот теперь – 70 лет.
– Больше всего издателей беспокоит, будет ли этот срок охраны введен с обратной силой, т.е. появятся ли с принятием нового закона и новые претенденты на гонорар – авторы и наследники?
– Надо заметить, что в авторском праве есть понятие «охраняемое произведение», которое включает в себя те произведения, срок действия авторских прав на которые еще не истек. Если же этот срок истек, то произведение переходит в общественное достояние и используется свободно. Произведение не может перейти обратно – из общественного достояния в охраняемые произведения ни при каких условиях, в том числе при увеличении срока авторских прав.
Таким образом, если на момент принятия нового закона произведение уже выйдет из состава охраняемых произведений (а именно закончится 50-летний срок охраны после смерти автора), то данная новая норма на него распространяться не будет. Речь в новом законе идет только об охраняемых (на данный момент) произведениях. С введением 70-летнего срока охраны авторских прав не появится новых субъектов права, новых претендентов на гонорар. Издатели в этом смысле могут не беспокоиться.
Из нового пункта законопроекта (пункта 4 статьи 5 «Сфера действия авторского права») недвусмысленно следует, что 70-летний отсчет на срок действия авторских прав не коснется тех произведений, которые уже перешли в общественное достояние из-за истечения срока действия авторского права.
Понятие же «обратная сила», которое обычно используется при обсуждении этой нормы, на самом деле не совсем правильно относить к ситуации с учебной литературой. Речь вообще здесь идет о так называемой ретроохране иностранных произведений, которая составляет отдельную специфическую проблему координации национального и международного законодательства в отношении авторских прав иностранных произведений и никакого отношения к учебной литературе не имеет.
– В статье 16 вводится новая для нашего авторского права норма, согласно которой «за каждое использование произведения (или его части) в любой форме и любым способом автору выплачивается авторское вознаграждение». Сегодня высказывается опасение, что введение этой нормы может привести, во-первых, к возрастанию требований авторов, а значит, и к удорожанию литературы, а во-вторых, сделает невозможным свободное использование авторских отрывков в учебных изданиях, например в хрестоматиях.
– 16 статья – общепринятая норма, которая есть в любом развитом законодательстве. И носит она декларативный характер: любой авторский труд должен быть оплачен! Отсутствие этой статьи в нашем законе привело к тому, что возникло явление и даже термин «очищенные права» (в сфере кино это особенно распространено). «Очищенных» прав быть не может! И cамо появление этой статьи – свидетельство наведения порядка во всей сфере.
В этом смысле книгоиздание – более-менее благополучная отрасль: ведь авторское вознаграждение в книгоиздании и так выплачивается при издании каждого тиража. Так что в первую очередь данная статья, условно говоря, «негативно» скажется в других сферах применения авторского права, где понятие тиража не столь актуально (к примеру, авторские права на телевидении).
Никаких финансовых последствий этой статьи для книгоиздания не может быть, она не означает и не может означать, что появится некая новая статья расходов издателей. Ведь все отношения между издателем и автором в любом случае регулируются договором, договор – основа любых гражданских отношений.
Что касается издания учебной литературы и использования в ней в качестве иллюстрации цитаты авторских произведений, то в действующем Законе об авторском праве есть статья, призванная в определенной и разумной мере ограничивать строгости всех остальных статей в части, касающейся изданий учебного характера. Ее формулировка в точности сохранилась и в новом проекте. Это статья 19. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения: «Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора.<...>
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях… учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью».
– Однако известно, что если в советские времена допустимые объемы безвозмездного использования отрывков в учебных изданиях были определены довольно точно, то сегодня в статье 19 они не указаны вовсе. И на практике это сильно затрудняет ее применение, особенно если учитывать предельную абстрактность, с которой эта статья сформулирована.
– Да, действительно, после принятия Закона об авторском праве в 1994 году в результате межведомственных разногласий не был принят нормативный акт, который бы конкретизировал эту статью, ограничив допускаемые объемы безвозмездного использования авторских отрывков. Постановление Совета Министров от 2 июня 1960 года «Об авторском вознаграждении и порядке выплаты ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений литературы и искусства», которое ранее регламентировало льготы для учебного книгоиздания, было признано утратившим силу. Одновременно было решено поручить Министерству культуры, Комитету РФ по печати совместно с творческими союзами и авторским обществом разработать и представить правительству минимальные ставки за издание произведений литературы и искусства. Именно в этом документе должно быть определено, отрывки какого размера разрешено публиковать бесплатно. Но сделано это не было, отчего до сих пор возникает проблема его применения.
Сегодня закон разрешает использование произведений без согласия и выплаты авторского вознаграждения, но сами пределы такого использования не обозначены. Однако закон и не может определять, в каком объеме и в каких пособиях это возможно: хрестоматиях, учебных пособиях и пр. Такие вопросы должны решаться в каждом конкретном случае через возникновение спора.
Мне кажется, что в самом законе пункт об учебном издании прописан достаточно основательно и понятно. Менять что-то в этом пункте структурно просто нецелесообразно, поскольку восьмилетняя практика не дала ни одного примера судебного разбирательства по этому поводу. А вот через постановление правительства, нормативные акты, создание постановления о минимальных платах авторам можно сделать эту норму более действенной.
Необходимо прежде всего прописать максимальные объемы, которые можно использовать в хрестоматиях, учебниках без согласия автора и выплаты гонорара, что сразу разрешит все проблемы. Минимальные же ставки нужно разработать с участием издателей, авторов, пользователей путем поиска золотой середины. В этом же постановлении нужно ввести новую дефиницию: дать определение понятия «издания учебного характера», которое используется в статье 19.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru