ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Искусство оживлять камни и воду
Им в совершенстве владеют дети из
международной организации “Маленькие
находчивые”. И это не просто фокусы...
На международных выставках и
фестивалях, представляющих детское и молодежное
научно-техническое творчество, можно встретить
павильоны, в которых вам предложат провести
несложные, но забавные химические, физические,
биологические опыты, дадут образцы
конструирования и моделирования. Организаторами
скорее всего окажутся «Маленькие находчивые» –
ребята семи–четырнадцати лет, которые
приобщаются к науке не только через школьные
учебники, но и через опыты и эксперименты.
“Маленькие находчивые» –
международная организация. В Канаде их клубы
работают в школах во внеурочное время и
пользуются школьными лабораториями и приборами.
В Испании работа ведется на базе университетов и
других высших учебных заведений. Во Франции это
самостоятельные центры, где в течение года
ребята обычно занимаются одним проектом.
“Маленькие находчивые” не ставят цель, чтобы
дети совершали научные открытия, правильнее
сказать – они к этому готовят. Например,
бельгийские школьники недавно сконструировали
прибор для наблюдения за полетом космического
корабля. Они использовали очень простые
приспособления, но увидели-таки газовое облачко,
которое выбрасывал корабль.
Как и взрослым творцам, детям очень важно
получить не только результат, но и признание их
труда, похвалу и восхищение. Вот пример. Ребята в
кружке естествоиспытателей занимаются
изучением воды, ее физических и химических
свойств, проводят опыты, эксперименты. Потом они
устраивают праздник – День воды. Приходят
друзья, учителя, родители, и все участвуют в
тематических конкурсах, викторинах. Дома
эксперименты с водой продолжают и взрослые, и
дети.
Аналогичную роль играют фестивали и выставки, в
том числе международные, давая школьникам
возможность продемонстрировать свои достижения
и доставить радость гостям. Взрослым
организаторам также важно привлечь внимание
ученых и педагогов к возможностям детского
научно-технического творчества.
На экспозицию “Маленьких находчивых” на ВВЦ
(Москва) можно приходить как с экскурсией, так и
одному. Отдельно проводятся занятия с
постоянными учениками. На стенах вы увидите
разные вопросы, интересную информацию про Землю,
давление атмосферы. Вокруг экспонаты, которые
так и приглашают к исследованию. Например, кто из
нас не пускал в детстве мыльных пузырей!
Обладатель заветной бутылочки становился героем
дня, душой компании. А если перед вами целое ведро
с мыльной водой, да еще не одно? И набор
проволочных фигур – выдувать пузыри? Наверняка
не удержитесь! Да не просто заглядитесь на
пузыри, а начнете наблюдать за ними, думать,
почему они такие или другие, делать выводы.
Руководителей «Маленьких находчивых» называют
аниматорами, то есть «оживителями». Это не имеет
отношения к анимационному кино (мультфильмам).
Задача аниматора – оживить перед ребятами
законы природы, которые изучает наука.
Подготовка аниматоров – очень ответственное
дело. Во Франции аниматор – это специальность,
профессия с дипломом, со своими разрядами и
уровнями. Человеку, который за это берется, нужно
уметь увлечь ребят, разыграть представление на
научную тему. Помимо организаторских и актерских
способностей аниматору требуется понимание
психологии ребенка и, конечно, основательное
знание естественных наук.
По материалам сайта www.nauka.relis.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|