Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Искусство оживлять камни и воду

Им в совершенстве владеют дети из международной организации “Маленькие находчивые”. И это не просто фокусы...

На международных выставках и фестивалях, представляющих детское и молодежное научно-техническое творчество, можно встретить павильоны, в которых вам предложат провести несложные, но забавные химические, физические, биологические опыты, дадут образцы конструирования и моделирования. Организаторами скорее всего окажутся «Маленькие находчивые» – ребята семи–четырнадцати лет, которые приобщаются к науке не только через школьные учебники, но и через опыты и эксперименты.

“Маленькие находчивые» – международная организация. В Канаде их клубы работают в школах во внеурочное время и пользуются школьными лабораториями и приборами. В Испании работа ведется на базе университетов и других высших учебных заведений. Во Франции это самостоятельные центры, где в течение года ребята обычно занимаются одним проектом.
“Маленькие находчивые” не ставят цель, чтобы дети совершали научные открытия, правильнее сказать – они к этому готовят. Например, бельгийские школьники недавно сконструировали прибор для наблюдения за полетом космического корабля. Они использовали очень простые приспособления, но увидели-таки газовое облачко, которое выбрасывал корабль.
Как и взрослым творцам, детям очень важно получить не только результат, но и признание их труда, похвалу и восхищение. Вот пример. Ребята в кружке естествоиспытателей занимаются изучением воды, ее физических и химических свойств, проводят опыты, эксперименты. Потом они устраивают праздник – День воды. Приходят друзья, учителя, родители, и все участвуют в тематических конкурсах, викторинах. Дома эксперименты с водой продолжают и взрослые, и дети.
Аналогичную роль играют фестивали и выставки, в том числе международные, давая школьникам возможность продемонстрировать свои достижения и доставить радость гостям. Взрослым организаторам также важно привлечь внимание ученых и педагогов к возможностям детского научно-технического творчества.
На экспозицию “Маленьких находчивых” на ВВЦ (Москва) можно приходить как с экскурсией, так и одному. Отдельно проводятся занятия с постоянными учениками. На стенах вы увидите разные вопросы, интересную информацию про Землю, давление атмосферы. Вокруг экспонаты, которые так и приглашают к исследованию. Например, кто из нас не пускал в детстве мыльных пузырей! Обладатель заветной бутылочки становился героем дня, душой компании. А если перед вами целое ведро с мыльной водой, да еще не одно? И набор проволочных фигур – выдувать пузыри? Наверняка не удержитесь! Да не просто заглядитесь на пузыри, а начнете наблюдать за ними, думать, почему они такие или другие, делать выводы.
Руководителей «Маленьких находчивых» называют аниматорами, то есть «оживителями». Это не имеет отношения к анимационному кино (мультфильмам). Задача аниматора – оживить перед ребятами законы природы, которые изучает наука. Подготовка аниматоров – очень ответственное дело. Во Франции аниматор – это специальность, профессия с дипломом, со своими разрядами и уровнями. Человеку, который за это берется, нужно уметь увлечь ребят, разыграть представление на научную тему. Помимо организаторских и актерских способностей аниматору требуется понимание психологии ребенка и, конечно, основательное знание естественных наук.

По материалам сайта www.nauka.relis.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru