ПОВЕСТКА ДНЯ
В обойме поправок много...
Но большинство – холостые
Депутаты продолжают совершенствовать
“Закон об образовании”
Государственная дума России приняла в
третьем чтении законопроект «О внесении
изменений и дополнений в законы Российской
Федерации “Об образовании” и “О высшем и
послевузовском образовании”».
Цель изложенных в нем поправок –
привести тексты действующих отраслевых законов
в соответствие со сложившейся в системе
образования практикой и, разумеется, с
представлениями правительства о направлениях
модернизации образования.
Итак, в ст. 7 включено упоминание о госстандартах
не только для федерального и регионального
(ранее – национально-регионального), но и для
школьного компонента. В результате школы должны
обрести гарантии государственного
финансирования этой части образовательной
программы. Однако каким именно образом чиновники
будут заключать в рамки стандарта инновационные,
специфические предметы, вводимые самими школами,
не совсем ясно: ведь какие-то из них могут и не
уложиться в традиционную схему образовательных
областей.
Что же касается самих стандартов, то федеральным
законом будут устанавливаться лишь их основные
положения, а также порядок разработки и
утверждения. Исключена из закона норма о
конкурсном порядке разработки госстандартов:
эта прерогатива целиком отдается Правительству
России.
Министерство образования взамен права на
разработку примерных учебных планов получило
теперь право на разработку базисных планов.
Собственно, оно и раньше их разрабатывало, однако
писало также и примерные. Теперь истиной в
последней инстанции останутся непререкаемые
базисные планы, финансировать которые удобнее –
под одну гребенку.
Особое внимание правительство уделило и теме
содержания образования. Во-первых, это касается
определяемой законом компетенции федеральных
органов власти на утверждение рекомендованных
(допущенных) перечней учебников для
использования в школах, имеющих аккредитацию.
Таким образом, вариативность учебников сводится
почти на нет. А для издательств – это повод к
столетним войнам. А чтобы образовательные
учреждения не разводили самодеятельность, их
права заодно тоже ограничили: теперь к
компетенции образовательного учреждения
относится разработка программ и планов только в
рамках школьного компонента. Сами же учителя
теперь должны будут согласовывать выбранные ими
методики, пособия, материалы, учебники с
образовательной программой, утвержденной
учреждением.
И наконец, немного о хорошем: наконец-то Комитету
по образованию Думы удалось снять с
образовательных учреждений имущественную
ответственность. Теперь по обязательствам
(например, перед коммунальщиками) они отвечают
только в пределах денежных средств, а сверх этого
– не учредитель, а собственник имущества (п. 9 ст.
39).
Не так уж просто будет теперь ввести 12-летку: для
изменения нормативных сроков освоения основных
образовательных программ в пределах полного
общего образования понадобится их утверждение
федеральным законом.
Законопроект, направленный уже в Совет
Федерации, на днях будет одобрен, потому что
именно государственная власть, а не общество
по-прежнему остается единственным заказчиком и
управляющим системы образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|