Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2002

Только в номере

ПОВЕСТКА ДНЯ

Наталия ИШТРИКОВА

В обойме поправок много...
Но большинство – холостые

Депутаты продолжают совершенствовать “Закон об образовании”

Государственная дума России приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в законы Российской Федерации “Об образовании” и “О высшем и послевузовском образовании”».

Цель изложенных в нем поправок – привести тексты действующих отраслевых законов в соответствие со сложившейся в системе образования практикой и, разумеется, с представлениями правительства о направлениях модернизации образования.
Итак, в ст. 7 включено упоминание о госстандартах не только для федерального и регионального (ранее – национально-регионального), но и для школьного компонента. В результате школы должны обрести гарантии государственного финансирования этой части образовательной программы. Однако каким именно образом чиновники будут заключать в рамки стандарта инновационные, специфические предметы, вводимые самими школами, не совсем ясно: ведь какие-то из них могут и не уложиться в традиционную схему образовательных областей.
Что же касается самих стандартов, то федеральным законом будут устанавливаться лишь их основные положения, а также порядок разработки и утверждения. Исключена из закона норма о конкурсном порядке разработки госстандартов: эта прерогатива целиком отдается Правительству России.
Министерство образования взамен права на разработку примерных учебных планов получило теперь право на разработку базисных планов. Собственно, оно и раньше их разрабатывало, однако писало также и примерные. Теперь истиной в последней инстанции останутся непререкаемые базисные планы, финансировать которые удобнее – под одну гребенку.
Особое внимание правительство уделило и теме содержания образования. Во-первых, это касается определяемой законом компетенции федеральных органов власти на утверждение рекомендованных (допущенных) перечней учебников для использования в школах, имеющих аккредитацию. Таким образом, вариативность учебников сводится почти на нет. А для издательств – это повод к столетним войнам. А чтобы образовательные учреждения не разводили самодеятельность, их права заодно тоже ограничили: теперь к компетенции образовательного учреждения относится разработка программ и планов только в рамках школьного компонента. Сами же учителя теперь должны будут согласовывать выбранные ими методики, пособия, материалы, учебники с образовательной программой, утвержденной учреждением.
И наконец, немного о хорошем: наконец-то Комитету по образованию Думы удалось снять с образовательных учреждений имущественную ответственность. Теперь по обязательствам (например, перед коммунальщиками) они отвечают только в пределах денежных средств, а сверх этого – не учредитель, а собственник имущества (п. 9 ст. 39).
Не так уж просто будет теперь ввести 12-летку: для изменения нормативных сроков освоения основных образовательных программ в пределах полного общего образования понадобится их утверждение федеральным законом.

Законопроект, направленный уже в Совет Федерации, на днях будет одобрен, потому что именно государственная власть, а не общество по-прежнему остается единственным заказчиком и управляющим системы образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru