Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

СВЕТЛЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Елена ХИЛТУНЕН

Он умел радоваться чужому успеху.
Он умел вдохновлять. И защищать

Сегодня Владимиру Федоровичу Матвееву исполнилось бы 70 лет

Приходилось ли вам входить в кабинет главного редактора большой и знаменитой газеты? Идете по узкому коридору с окнами на Московский Кремль, мимо секретарши с замысловатой прической, слегка волнуясь, открываете дверь с табличкой “Главный...” и входите. Ничего особенного – кабинет начальника образца 70-х: книжный шкаф темного дерева, длинный стол под зеленым сукном, постоянно зажженная настольная лампа и кованая чернильница без ручки и без чернил. Многие учителя тех уже давних лет запомнили этот кабинет на всю жизнь – в нем работал, редактировал их любимую профессиональную газету главный редактор “Учительской” Владимир Федорович Матвеев – очень большой, очень сильный и очень добрый человек.
Однажды сюда вошел человек с котомкой. Говорит: “Я – запрещенный писатель, отсидел срок, вернулся, доехал до Москвы, а денег на дорогу до дома нет. Вот, принес в вашу газету рассказ. Может, не испугаетесь, напечатаете и гонорар дадите?” “А про что рассказ? “ – спрашивает Матвеев. “Про сибирских детей и про их учительницу...” Рассказ опубликовали. С тех пор когда в разных, в том числе и зарубежных, издательствах выходили в свет книжки этого ставшего всемирно знаменитым писателя, первые экземпляры он обязательно привозил в Москву и раздаривал сотрудникам редакции.
В другой раз в кабинет Главного пришла целая делегация во главе с молодой учительницей. “Мы хотели бы защитить нашего директора школы. Его не понимают местные власти. Он разрешает детям разрисовывать школу. На потолке у нас звезды, на полу – ромашки. Наш директор играет на баяне, поет с детьми песни и придумал метод погружения... А власти говорят, что все это не положено”. Матвеев вышел из кабинета, купил билет на поезд и сказал секретарше: “Я – на Украину. Еду защищать Щетинина”.
Группа молодых московских учителей, которые, можно сказать, безуспешно пытались противостоять авторитарной педагогике, появилась в редакции “Учительской” с настроением, похожим на революционное. Кабинет Матвеева наполнился вольнодумными речами. И Владимир Федорович, легко загоравшийся от умно и ярко сказанного слова, предложил: “Давайте создадим при редакции педагогический клуб “Эврика”. Будем собираться каждую неделю и обсуждать возникающие школьные проблемы!” Так и произошло. Стали собираться по четвергам. Как он умел радоваться любому успеху окружающих его людей! Как умел вдохновлять! Сегодня тот маленький, придуманный Матвеевым редакционный клуб превратился в Международный институт образовательной политики “Эврика”...
Симон Львович Соловейчик считал, что Матвеев сделал выдающееся теоретическое и практическое открытие. “Вот что он сделал: он разработал основы передового общественно-педагогического движения в масштабах страны и в условиях полного застоя в школе, он создал и развил это движение, сделал его реальностью и показал, что здесь единственный путь к улучшению школы”. И заметьте: никогда не считал себя политиком, гордился профессией журналиста. Видимо, он так и понимал свою миссию – средствами пера бороться за свободную школу. Да, собственно, матвеевская “Учительская” вряд ли была газетой – она была движением.
Корреспонденты “Учительской газеты”, работавшие с Матвеевым, вспоминали, чего стоила ему хотя бы самостоятельность газеты. Высокопоставленные кураторы звонили ему обычно не через секретаря, а по прямому телефону. Он брал трубку, и руку его охватывала дрожь. Волнение на открытом матвеевском лице читалось так же легко, как и радость. Человек необыкновенно гордый и смелый, он все-таки боялся – боялся потерять дело. И переступал нередко через собственное достоинство перед чиновным миром. И все же в крайних точках жизни все видели его абсолютно бесстрашным и прямым.

Наверное, не стоит противиться утверждению, что каждый человек живет только в своем времени. Сегодня, может быть, только старшее поколение учителей помнит историю с мятежной матвеевской газетой. И все же она осталась в истории нашей отечественной педагогики, потому что там, где для одних людей неизбежен крах, гибель, для других, более свободных, наоборот – возможно пусть и очень трудное, но новое рождение...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru