СВЕТЛЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Он умел радоваться чужому успеху.
Он умел вдохновлять. И защищать
Сегодня Владимиру Федоровичу Матвееву
исполнилось бы 70 лет
Приходилось ли вам входить в кабинет
главного редактора большой и знаменитой газеты?
Идете по узкому коридору с окнами на Московский
Кремль, мимо секретарши с замысловатой
прической, слегка волнуясь, открываете дверь с
табличкой “Главный...” и входите. Ничего
особенного – кабинет начальника образца 70-х:
книжный шкаф темного дерева, длинный стол под
зеленым сукном, постоянно зажженная настольная
лампа и кованая чернильница без ручки и без
чернил. Многие учителя тех уже давних лет
запомнили этот кабинет на всю жизнь – в нем
работал, редактировал их любимую
профессиональную газету главный редактор
“Учительской” Владимир Федорович Матвеев –
очень большой, очень сильный и очень добрый
человек.
Однажды сюда вошел человек с котомкой. Говорит:
“Я – запрещенный писатель, отсидел срок,
вернулся, доехал до Москвы, а денег на дорогу до
дома нет. Вот, принес в вашу газету рассказ. Может,
не испугаетесь, напечатаете и гонорар дадите?”
“А про что рассказ? “ – спрашивает Матвеев. “Про
сибирских детей и про их учительницу...” Рассказ
опубликовали. С тех пор когда в разных, в том
числе и зарубежных, издательствах выходили в
свет книжки этого ставшего всемирно знаменитым
писателя, первые экземпляры он обязательно
привозил в Москву и раздаривал сотрудникам
редакции.
В другой раз в кабинет Главного пришла целая
делегация во главе с молодой учительницей. “Мы
хотели бы защитить нашего директора школы. Его не
понимают местные власти. Он разрешает детям
разрисовывать школу. На потолке у нас звезды, на
полу – ромашки. Наш директор играет на баяне,
поет с детьми песни и придумал метод погружения...
А власти говорят, что все это не положено”.
Матвеев вышел из кабинета, купил билет на поезд и
сказал секретарше: “Я – на Украину. Еду защищать
Щетинина”.
Группа молодых московских учителей, которые,
можно сказать, безуспешно пытались
противостоять авторитарной педагогике,
появилась в редакции “Учительской” с
настроением, похожим на революционное. Кабинет
Матвеева наполнился вольнодумными речами. И
Владимир Федорович, легко загоравшийся от умно и
ярко сказанного слова, предложил: “Давайте
создадим при редакции педагогический клуб
“Эврика”. Будем собираться каждую неделю и
обсуждать возникающие школьные проблемы!” Так и
произошло. Стали собираться по четвергам. Как он
умел радоваться любому успеху окружающих его
людей! Как умел вдохновлять! Сегодня тот
маленький, придуманный Матвеевым редакционный
клуб превратился в Международный институт
образовательной политики “Эврика”...
Симон Львович Соловейчик считал, что Матвеев
сделал выдающееся теоретическое и практическое
открытие. “Вот что он сделал: он разработал
основы передового общественно-педагогического
движения в масштабах страны и в условиях полного
застоя в школе, он создал и развил это движение,
сделал его реальностью и показал, что здесь
единственный путь к улучшению школы”. И
заметьте: никогда не считал себя политиком,
гордился профессией журналиста. Видимо, он так и
понимал свою миссию – средствами пера бороться
за свободную школу. Да, собственно, матвеевская
“Учительская” вряд ли была газетой – она была
движением.
Корреспонденты “Учительской газеты”,
работавшие с Матвеевым, вспоминали, чего стоила
ему хотя бы самостоятельность газеты.
Высокопоставленные кураторы звонили ему обычно
не через секретаря, а по прямому телефону. Он брал
трубку, и руку его охватывала дрожь. Волнение на
открытом матвеевском лице читалось так же легко,
как и радость. Человек необыкновенно гордый и
смелый, он все-таки боялся – боялся потерять
дело. И переступал нередко через собственное
достоинство перед чиновным миром. И все же в
крайних точках жизни все видели его абсолютно
бесстрашным и прямым.
Наверное, не стоит противиться утверждению, что
каждый человек живет только в своем времени.
Сегодня, может быть, только старшее поколение
учителей помнит историю с мятежной матвеевской
газетой. И все же она осталась в истории нашей
отечественной педагогики, потому что там, где для
одних людей неизбежен крах, гибель, для других,
более свободных, наоборот – возможно пусть и
очень трудное, но новое рождение...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|