Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ПЕДАГОГИКА ЛЕТА

Строгость или доброта?

Педагогика летнего лагеря

Правила первых дней

“Ребят надо сразу брать в ежовые рукавицы, а то сядут на шею – наплачешься, – советуют вожатому-новичку. – Ты себя сумей поставить: вы мне не мешайте, и я вам не буду мешать”. И много таких немудрящих напутствий дают неопытному вожатому люди недалекие, не любящие ребят и свою работу.
Как держаться с ребятами, что и как требовать, особенно на первых порах жизни в лагере? Есть две дисциплины, нисколько друг на друга не похожие.
Иной раз про вожатого говорят: “Он здорово дисциплину держит. У него никто пикнуть не смеет”. И правда, лишь посмотрит вожатый – и замерли ребята, в строю стоят не дышат. Тихо сидят в столовой, быстро спать укладываются, из воды по первому приказу выскакивают. А почему? Да потому, что знают: не так сделаешь – жди нагоняя. Боятся.
На наказания такие вожатые большие мастера. В лагере “Город солнца” под Москвой был вожатый, который за всякую провинность гонял ребят по стадиону. Опоздал на зарядку – беги два круга, подрался – беги четыре.
Бывает еще и так. Скажет вожатый: “Если хорошо посидите (или полежите, или постоите), сведу вас завтра в дальний лес, в тот, где ягод много. Только, смотрите, ни начальнику, ни старшему вожатому ни гу-гу”. Такого вожатого не боятся, но и не уважают.
Это одна дисциплина. Дисциплина внешняя, связанная с подавлением или с подкупом. На ней далеко не уедешь. Ребятам она в тягость. И стоит такому вожатому отойти или отвернуться – ребята уже на головах ходят.
Но есть и другая дисциплина. Она возникает там, где ребята сами сознательно принимают ее, чего, правда, добиться не так-то легко. Но зато как хорошо работается!
Прежде всего нужна ли тебе строгость? Да, нужна. Всегда, когда это необходимо, ты должен уметь предъявить понятное, точное и решительное требование.
Правда, тут нужно соразмерить свои силы. В первые дни выдвигай только самые необходимые требования. Зато добейся, чтобы все они были выполнены.
Один опытный вожатый как-то признался, что потерпел полное поражение, потому что в первые дни только и делал, что одергивал ребят: “Слезь с дерева!”, “Перестань кричать!”, “Прекрати сейчас же!” Ему казалось: ребята увидят, что вожатый строг, и будут его уважать и слушаться. Не тут-то было. На третий день вожатый услышал за своей спиной смешки и выкрики: “Не смей!”, “Не кричи!”, “Стой как следует!” Его передразнивали.
Порой стоит в первые дни “не заметить” каких-то проделок, чтобы не оказаться в таком печальном положении.
Несколько твердых требований, которые ты предъявил ребятам, зная наверное, что они будут выполнены, сделают для утверждения твоего авторитета куда больше, чем неизменный суровый взгляд и грозные окрики.
А как же доброта? Без нее ты вообще ничего не сможешь сделать. Елена Николаевна пользуется огромным уважением ребят. Она умеет безошибочно угадывать ребячьи огорчения, тревоги, обиды и тотчас приходить на помощь.
Ребята поражались: как она обо всем догадывается? То, что им казалось почти чудом, было результатом постоянного внимания чуткого человека, который беспокоится за ребят, много наблюдает, размышляет.
А еще вожатому необходимо чувство юмора. Вожатый с веселым нравом, выдумщик, фантазер, всегда беспредельно любим ребятами.

Как рождается дисциплина

Ребята должны прекрасно понимать смысл и логику каждого вашего слова.
Непонятные, бессмысленные требования приносят только вред. Почему нельзя на речку без разрешения? Почему нельзя почитать, если не спится? Это ребятам непонятно, надо объяснить. Они должны крепко поверить: лагерные правила не прихоть взрослых – они разумны, необходимы.
Чтобы ребята охотно выполняли заведенный порядок, его должны четко выполнять и взрослые.
Чтобы режим выполнялся точно, в лагере должно быть четко определено, кто за что отвечает, продуманы все мелочи. Решать все это должны сами ребята, они же должны следить за выполнением неписаного закона: “Все, что решено, делается во что бы то ни стало”. С этого начинается воспитание дисциплины.
В первые три дня поменьше всяких наказаний. Узнайте сначала ребят, постарайтесь подружиться с ними, завоевать их уважение. Наказание действует только в том случае, если того, кто наказал, уважают.
Возьмите за правило регистрировать все нарушения дисциплины, традиций, стиля жизни лагеря и учитывать их при подведении итогов соревнования.
Избегайте налагать взыскание на целый отряд. Такое взыскание еще больше объединяет нарушителей.
Нельзя, наказывая, всех стричь под одну гребенку. Тут нужно считаться и с возрастом ребят, и с характером каждого из них, и с тем, как ребенок вел себя раньше.
Малышу можно сказать, если он очень уж не слушается: “Сядь-ка, дружок, посиди здесь со мной рядом, приди в себя”. Но нельзя так обойтись с нарушителем порядка из старших ребят.
Прежде чем наказывать кого-то, непременно поговорите с ним сурово, но без раздражения. Объясните мальчишке или девчонке, в чем их вина, почему их поведение не устраивает всех, почему их проступок заслуживает именно такого наказания.
Плох тот вожатый, который, наказывая, хочет добиться лишь повиновения. “Вот я тебе! Смотри у меня!” – повторяет он то и дело. Плох тот вожатый, который наказанием пытается достигнуть только внешнего порядка.
И, наконец, очень важно, чтобы вся система наказаний, применяющаяся в лагере, имела ясную внутреннюю логику и чтобы все эту логику чувствовали и понимали.
Как же наказывать?
Лучше всего, пожалуй, применять метод естественных последствий, например, за плохую работу отстранять на время от всякой коллективной работы или пусть человек ее доделывает, переделывает.
Ни в коем случае нельзя, чтобы наказание причиняло физическое страдание или унижало человеческое достоинство. Вожатый, который за провинность гонял ребят по стадиону, сам заслуживает наказания, так же как и другой вожатый, который всех виновных лишал полдника или ставил столбом на один час. Дело-то вовсе не в том, чтобы наказать побольнее, а в самом факте – человек наказан.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru