Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2002

Третья тетрадь. Детный мир

СТАРШАЯ ШКОЛА

Надо выбрать задачу так,
чтобы выбор остался за детьми

Профильное образование: взаимодействие противоположностей

Учили понемногу

Сама идея углубленного изучения предметов, уклона в определенную образовательную область – благая и довольно давняя. Действительно, нерационально «учить всех всему», нужны хоть какая-то дифференциация и выращивание вариативного компонента содержания образования.
Известен опыт 70–80-х годов, когда профессионализация общего среднего образования выражалась в практически обязательном рекрутировании на получение массовых рабочих профессий в школах и УПК. Однако обучение профессиям не было равнозначно профильному образованию. Более того, оно ограничивало поле возможных профессиональных планов школьников.
Позднее с одобрения родителей стали появляться финансовые и химические, лингвистические и экономические, культурологические и прочие школы с конкурсным приемом в первый класс. Другими словами, началась не санкционированная никем профессионализация общего среднего образования, а в учебные планы школ проникли “Банковское дело”, “Менеджмент”, “Логистика”, “Имидж фирмы” и т.п. порой взамен базовых учебных предметов.
По большому счету происходило торможение разностороннего развития, культивирование “одномерного человека”, прежде времени втиснутого в профессиональные рамки. И конечно, такая профильность не ставила целей подготовки выпускников к встрече с рынком труда. Дорога была широкой и ясной – в профильный вуз, любой ценой.

Что предлагается взамен ?

В ИОСО РАО был создан ВНИК (руководители акад. Ю.И.Дик, члены-корреспонденты С.Н.Чистякова, И.А.Сасова), который разработал проект “Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования”. В основу было положено:

– признание права старшего школьника на выбор уровня собственных достижений (обязательного или повышенного) и обеспечение этой возможности путем открытого предъявления требований к обязательному уровню освоения содержания образования;
– организация предпрофильной подготовки путем включения в учебный план основной школы обязательных занятий по выбору и профессиональных проб, предоставляющих детям и подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения.

Другими словами, школьник наконец-то признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи. Речь идет не о подготовке к конкретной профессии или специальности, а о подготовке к деятельности, связанной с использованием знания предметной области.
Стратегия реализации профильного обучения предусматривает выделение уровней: общеобразовательного и профильного.
Общеобразовательный уровень обеспечивает общую функциональную грамотность и культуру школьников, их социализацию, однако каждому старшекласснику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин.
Профильный уровень обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования, предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учеников.
Основная дидактическая проблема – определение верного соотношения профильного и общеобразовательного уровней.
Профильное образование вынуждено брать на себя компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования, которое отстает от задач приближения его к требованиям рационального профессионального выбора молодых людей и сохраняет некоторую академическую заданность, выраженную в преподавании основ наук.
У значительной части выпускников школы, вступающих в современный рынок труда, формируется запрос на интеграцию традиционного для нашей школы гимназического образования с реальным, то есть позволяющим если не получить профессию, то составить представления о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

“Технология профессионального успеха”

Если руководствоваться признаком “Образовательная область” (филология, математика, информатика, обществознание и другими, предусмотренными базисным учебным планом), то профили возможны следующие: филологический, социально-гуманитарный, естественно-научный, технико-технологический, физико-математический.
Если главный признак – “Предмет труда” (техника, знак, природа, человек, художественный образ), то возможны профили: технический, художественный, сервисный, социально-гуманитарный, эстетический и т.д.).
Профильное обучение, ориентированное по сферам трудовой деятельности, предполагается разноуровневым с ориентацией на:

скорейшее вхождение в трудовую деятельность приобретением массовых профессий;
продолжение образования в высших учебных заведениях, готовящих специалистов массовых профессий;
продолжение образования в высших учебных заведениях, готовящих специалистов немассовых профессий (творческие вузы, университеты).

Таким образом, каждому старшекласснику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.
Профильные предметы, обязательные для изучения, определяются школой. Например, для экономического профиля это могут быть: математика для экономистов, деловой русский язык, деловой английский (немецкий, французский и др.), информатика для экономистов, технология для экономистов, практика в банковских и коммерческих структурах (после окончания 10 класса).
Отдельно надо сказать о необходимости нового для отечественной школы предмета. С ним будет больше всего проблем, так как даже его условное (рабочее) название «Технология профессионального успеха» многими воспринимается, мягко говоря, неоднозначно. Тем не менее с учетом профильной дифференциации потребность в этом новом предмете очевидна. Причем предмет не один, а столько, сколько профилей реально создано в школе.

Что отсюда следует?

При разработке содержания профильного обучения важно предусмотреть значительную дифференциацию обучения и возможность построения школьниками индивидуальной образовательной программы. В содержании профильного обучения выделяется три компонента: федеральный базовый инвариантный компонент (обеспечивающий подготовку к сдаче ЕГЭ), профильный вариативный компонент – обязательный для изучения (обеспечивающий подготовку к сдаче профильного ЕГЭ) и элективный компонент, содержащий ряд модульных курсов, углубляющих, расширяющих базовые и профильные курсы и позволяющих выявить специфику деятельности и требования, предъявляемые к специалистам в различных сферах деятельности. Необходимо предусмотреть и предоставление старшеклассникам права перехода с одного профиля на другой в течение первого полугодия 10 класса.
А что делать, если количество разнообразных концепций профильного обучения будет нарастать? Во-первых, не считать их появление пустым делом и знакомиться по возможности со всеми. Во-вторых, определять свое отношение к концепциям или отдельным их положениям. В-третьих, не допускать принятия не обнародованных концепций, не обсужденных. Иначе после модернизации российского образования опять придется все переделывать, а пока лет 5–7 мучиться всей страной в каждой школе.
Дальше должны действовать управленцы – под всенародно принятую концепцию нужно создать прозрачную и понятную нормативную базу (часы, наполняемость классов, финансовые и материальные ресурсы и др.). В каждой школе должна быть создана такая профильность в старших классах, которая нужна школьникам, их родителям, местным властям. Для этого как минимум в 5–9 классах должна быть предпрофильная подготовка, органично пронизывающая каждый школьный предмет. Без нее профиль 1 сентября в 10 классе будет выбираться “из шапки”. А это мы уже проходили.

Светлана ЧИСТЯКОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru