СТАРШАЯ ШКОЛА
Опыт из внешнего мира
Социальная практика: что это такое?
Традиционное понимание успеха в жизни
во времена моей юности сводилось к простой схеме:
школа – институт (то есть высшее образование) –
работа (желательно с постепенным повышением
должности и оклада) – пенсия. Были и другие
варианты, включающие армию и профтехобразование,
но от них явно попахивало “вторым сортом”.
Деторождение, кстати, учитывалось в этих схемах
очень слабо, вплеталось почти незаметно.
Я абсолютно искренне пошла по стопам родителей и
поступила в геолого-разведочный институт.
Чем руководствовалась? Нравились родители и их
друзья, будущая жизнь казалась сплошным
романтическим путешествием, да и моя склонность
к точным наукам была весьма кстати.
Впервые поработав в настоящей геологической
партии без папы и мамы, я поняла две вещи:
во-первых, мне не хочется быть
женщиной-геологиней и, во-вторых, работа эта мне
не по сердцу, вроде бы и интересно, и нетрудно, но
не мое, и все тут!
Проучившись в институте еще год, я решила на свой
страх и риск его оставить. Вот тут-то и началось!
Работа в газовой котельной, уборщицей,
лаборантом, домработницей, няней, официанткой,
секретарем-референтом... Богема, андеграунд,
лентяйка, тусовщица? Кто я?
Как мама своего сына я и пришла в Школу
самоопределения. Привлекла концепция школы:
развитие индивидуальности каждого через
создание педагогической ситуации
самостоятельного поиска и свободного выбора с
целью помочь человеку воспитать в себе свободную
личность.
Здесь, в школе, я узнала о ежегодных
образовательных и предпрофессиональных
стажировках в старших классах и о проекте “Город
как школа”, который разрабатывают и претворяют в
жизнь во многих странах мира. Идеи этих проектов
очень близки мне хотя бы потому, что,
пересматривая свой собственный социальный опыт,
я понимаю, насколько иначе могла бы сложиться моя
жизнь, доведись мне еще в школе попробовать себя
в разных сферах деятельности.
В течение последнего учебного года в параллелях
с 7 по 10 класс существовало несколько разных форм
практики, направленной на изучение социума и
поиск своего места в нем, в 10 и 11 классах для этого
отводилось по неделе учебного времени; я же
расскажу о старшеклассниках, которые работали в
течение всего года в свободное время.
В начале учебного года на сборе трудовых
мастерских перед ребятами была поставлена
задача найти себе место работы в городе или в
школе и выполнить какой-либо конкретный
социальный заказ. В течение учебного года у всех
была возможность прийти ко мне на консультацию,
обсудить проблемы, обсудить план действий,
поделиться впечатлениями о процессе работы,
вместе проанализировать полученный опыт, а потом
представить отчет о своей деятельности в течение
этого года. В отчете предполагалось наметить
цели и задачи практики, описать процесс поиска
рабочего места, а затем вести дневник трудовых
будней (что сделал, узнал, чему научился, какие
проблемы возникали в работе и в общении, как они
решались и т.д.).
Вот некоторые выдержки из отчетов ребят и
комментарии к ним.
“Социальная практика – это полезная вещь, это
возможность установить связи с внешним миром; я
поняла, как это делать, и теперь мне не так
сложно”.
“Сначала мне нелегко было входить в контакт с
людьми, но с каждым разом становилось все легче и
легче, мы начинали понимать друг друга”.
“В процессе поиска места я стал обретать опыт в
общении, учился более четко формулировать
проблему, и взрослые стали лучше понимать, чего я
от них хочу”.
Работали в Гринпис, в Госкомитете по охране
окружающей среды, в разнообразных компьютерных
фирмах, в Управлении внутренними делами армии, на
заводе Гипрокаучук, на бензоколонке, на фабрике
по изготовлению рабочей одежды, в ювелирной
мастерской, ухаживали за лошадьми, перед Новым
годом ходили по домам Дедами Морозами, выполняя
заказы родителей или поздравляя детей из
малообеспеченных семей и вручая им подарки от
школы... Не всегда удавалось с первого раза найти
то что хочется – искали дальше.
Уверена, что школа должна предоставлять
возможность на практике ознакомиться с
различными профессиями и стимулировать поиск
рабочих мест и объектов работы самими ребятами.
Залог успеха в социуме – уметь проявлять свою
индивидуальность наиболее продуктивным образом,
постоянно развиваясь, спокойно, непосредственно
и творчески относиться к работе, чувствовать
себя нужным и полезным, ответственно относиться
к своей деятельности, не бояться изменений и
стимулировать их (они и есть развитие!), уметь
переучиваться.
Думаю, что и трудовым коллективам небесполезно
участие в их жизни совсем еще молодых ребят и
девушек, с которыми можно делиться знаниями и
опытом, развивать в них желаемые качества и
навыки – ведь таким образом проектируется
будущее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|