Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2002

Третья тетрадь. Детный мир

СТАРШАЯ ШКОЛА

...И чуть-чуть в профиль?

Что ждет старшеклассников в грядущей профильной школе? Устаревшие знания, необретенные умения и навык быть таким же, как все?

Что и как мы собираемся обновить

“В нашей школе было столько хорошего”, – говорят старые учителя.
“У нас было столько наработок”, – говорят ученые.
“У нас такие традиции организации учебного процесса”, – говорят методисты.
Все действительно так. И все это не работает в новых условиях.
Знания и навыки, получаемые большинством выпускников нашей школы (не будем говорить о талантах, которых при любом устройстве образования примерно пять процентов), не позволяют основной массе молодых ребят быть конкурентоспособной рабочей силой.
ЗУНы не успевают за ходом развития в обществе? – поменяем их на «компетентности»!
Однако, думается, таким может стать только первый, самый неглубокий слой модернизации, поскольку сохраняется вероятность того, что набор «компетентностей» при сохранении традиционных форм и содержания школьного обучения опять «сползет» к привычным для учителя ЗУНам.
Негибкость и единообразие в организации обучения противоречит быстрым изменениям экономики? – сделаем обучение вариативным и дифференцированным! Провозгласим его личностную ориентированность!
Однако и здесь существует «священная корова» в виде «единого образовательного пространства», что сводит на нет все попытки ввести в образование так ему необходимое разнообразие. Управленцы сетуют: как же поменять ученику одну школу на другую, если в школах все будут изучать по-разному? Ответ прост: когда ученик движется в собственном образовательном пространстве своим темпом и имеет собственную образовательную программу (базирующуюся на общих основаниях), то ему не страшно поменять хоть десять школ, и он спокойно будет продолжать свою образовательную деятельность в разных школах.
Школа оторвана от реальных социальных и экономических процессов? – сделаем школу профильной, то есть обучающей с учетом определенных особенностей конкретных профессий или специальностей.
Но и эти новые задачи могут остаться нерешенными, если организация образовательной деятельности старшеклассников останется в прежних рамках классно-урочной системы.
Поэтому вопрос: «Что же будет модернизироваться?» – далеко не праздный. Ответы на него могут быть совершенно различны, что фактически и отражено в концепциях профильности, подготовленных на разных методологических подходах: ВНИКом ИОСО РАО и инициативной группой, поддержанной Министерством просвещения.

Два образа, две модели

С одной стороны, профиль понимается как совокупность определенных особенностей организации той или иной профессии или специальности. С другой стороны, профиль можно рассматривать и как объем знакомых нам знаний и навыков, необходимых в конкретной профессии. Соответственно предлагаются две модели профильной школы:
– обеспечение права выбора предметов изучения и уровня достижений, увеличение роли предпрофильной подготовки, ориентация на профессиональное (практико-ориентированное) самоопределение;
– обеспечение готовности старшеклассников к освоению программ высшего профессионального образования, профилизация на основе существующих предметов учебного плана, подготовка к поступлению в вуз.
Лично мне ближе первый подход (предлагаемый ВНИКом ИОСО). Он дает старшекласснику большую свободу и нацеливает на практическое освоение мира профессий. Он прямо связывается со скорейшим вхождением в трудовую деятельность. Предполагается, что все профильные курсы (специальный, факультативный и элективный) будут включать как теоретическую, так и практическую составляющую.
Основания же, на которых строится концепция другой команды, во-первых, противоречивы (чувствуются различные позиции, сосуществующие в группе) и, во-вторых, отнюдь не ведут к глубокой модернизации. Второй подход сохраняет основные и традиционные «столпы» школьной дидактики:
– предметоцентризм;
– нацеленность на вуз;
– чисто когнитивные, репродуктивные задачи изучения основ наук;
– единое образовательное пространство как ограничительные рамки.

Но возможна и такая позиция: профильность – это развертывание индивидуальных способностей и интересов старшеклассника в направлении построения его профессиональной карьеры. Если за основу взять такое понимание профильности, то и организовывать профильную школу надо как практическое начало профессиональной карьеры каждого ученика, а это предполагает практические задания и проекты, подготовку продуктов, их презентацию, накопление достижений и получение вместе с сертификатом (аттестатом зрелости) личного резюме, с которым любой выпускник сможет поступить на работу.

Новое образовательное пространство

Видимо, при выборе приоритетов организации профильной школы нужно принимать во внимание не задачи сохранения преемственности механизмов обучения и предпрофессиональной подготовки в школе, а создание нового образовательного пространства для развития профессиональных интересов школьников.
Ни для кого сегодня не секрет, что ранг “школа” в структуре интересов старшеклассников становится все ниже. Это подтверждается исследованиями и Центра социологии образования. Хотят педагоги того или не хотят, но они должны принять как данность, что в образовательном поле и более широком информационном поле современного общества школа давно не лидирует на ценность. Для старшеклассников, как это показано исследованиями коллектива под руководством В.С.Собкина, более значимы книги, телевидение, журналы, референтные группы, а не учебники и учителя.
То, что школа в этих условиях продолжает настаивать на сохранении традиционных форм организации учебной деятельности, делает ее еще менее авторитетной в глазах выпускников. Именно потому, что в корне изменилась социально-культурная ситуация включения старшеклассников во всех развитых странах в социальные и экономические связи мирового сообщества, так важно дать им возможность реально участвовать в социальной и производственной практике, почувствовать на себе ритм современной практической деятельности на реальном рабочем месте.
Реальный опыт практической работы – неотъемлемая часть предстоящей профилизации школы. Эта особенность организации предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки – не досужая выдумка. Существует позитивный опыт Международной сети продуктивных школ, который практически подтверждает, что организация проектной практики подростков на реальных рабочих местах (более половины недельного времени) повышает их мотивацию, стимулирует развитие разнообразных практических интересов, задает новый смысл их учебе и самообразованию. Главной при таком подходе становится не сдача зачетов за прослушанные учебные курсы, а комплексная оценка выполненных продуктов (проектов).
В этой связи кажется устаревшим предложение министерской концепции, в которой предлагается, что каждый из выбранных профилей будет включать – прежде всего и преимущественно – курсы изучения дисциплин (базовые, профильные и элективные). Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность (заметьте!) будут, как предполагается, включать примерно 70 учебных часов за два года обучения.
Это значит, что опять основными будут непродуктивные, пассивные образовательные процессы. Это значит, что за два года профильного образования действительно профильной можно назвать ничтожно малую его часть. Это значит, что опять школа будет готовить выпускника, нашпигованного быстро устаревающими знаниями (поскольку эти знания будут даваться посредником-учителем, а не осваиваться в результате собственного производственного опыта в реальных жизненных ситуациях).
Радикальное решение проблемы – половина учебного времени как минимум должна уделяться практической работе. Другая половина – осмысление практики каждого учащегося через базовое содержание образования. Кроме того, и это тоже принципиально, целесообразно для профильной школы готовить не учителя-предметника, а «профильника»!
Только такая глубокая модернизация вернет школе высокие рейтинги в структуре интересов школьников и превратит само школьное образование из довеска устаревающего дисциплинарного знания в активный элемент общесоциальных процессов развития.

Ната КРЫЛОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru