Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2002

Третья тетрадь. Детный мир

СТАРШАЯ ШКОЛА

Профильные классы

К старшей школе мы относимся серьезно. Все-таки решается судьба ребят, они выбирают свое будущее. Нам хочется им помочь. Но взрослые понимают эту помощь по-разному, и спорам по этому поводу нет конца. Должны ли экзамены существовать в том виде, в каком они существуют сейчас в большинстве школ? До какой степени и чем действительно необходимо загружать старшеклассников? Каково соотношение свободы выбора, дисциплины, ответственности в учебном процессе двух последних школьных лет? Может ли школа стать местом предварительной подготовки к будущей профессии? Кажется, кое в чем согласие все-таки достигнуто. Ни у кого сейчас не вызывает сомнений необходимость и целесообразность профильной старшей школы. Признана, наконец, невозможной ситуация, когда все должны знать все в громадных объемах. Теперь и выпускные экзамены можно выбирать. Но дело-то не в экзаменах, а в том, что молодым людям шестнадцати-семнадцати лет требуется в силу психофизических особенностей возраста совсем иная форма учения, чем та, которую предлагали младшая и средняя школы. Вот тут-то и начинают опять ломать копья. Оказывается, под профильностью, которую все так ждали, многие склонны понимать всего лишь возможность выбрать направление изучаемых дисциплин – языки, естественные или общественные науки. И вместо пяти уроков математики у филологов теперь пять уроков литературы. Хорошо, конечно, но мало. Потому что каркас остается прежний, из начальной и средней школы – уроки и задания учителя. В лучшем случае вместо уроков – лекции институтских преподавателей. А где же место для собственной деятельности старшеклассников, для того, чтобы можно было на личном опыте убедиться в правильности и необходимости выбранного профессионального пути? О личных проектах и социальной практике речи нет. Только в некоторых школах они составляют основание учебной деятельности старшеклассников.
Дискуссия о профильных классах, вполне возможно, бесконечна, потому что у сторонников теоретического и практического методов познания есть множество аргументов. Думается, мы еще не раз будем возвращаться к этой теме на страницах газеты. И сейчас мы предлагаем вам разные точки зрения...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru