СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Экологический вернисаж, или
Путешествие с рамками
Сельские учителя часто сетуют на
невозможность преподавания мировой
художественной культуры в деревне – нет
подходящих пособий, нет вроде бы и у детей
стимула рассматривать непонятные картинки,
которые их в реальной, домашней жизни не
окружают. Зато у них есть неоспоримое
преимущество перед маленькими горожанами –
возможность ежедневно созерцать и учиться
ценить близкий и привычный естественный
природный ландшафт родных мест. И с этим детским
опытом можно работать так, чтобы он отчасти
заменял музейный. Например, превратить в
картинную галерею давно знакомый соседний лес...
Идея называется “экологический вернисаж”. Как в
настоящем музее, у каждой картины есть рама
своего формата – квадратная, овальная или
прямоугольная, только полотна нет. И главное –
художником и одновременно искусствоведом может
быть каждый деревенский ребенок. Достаточно
взять с собой в лес, на реку, в поле рамку на
небольшой подставке, сделанную из картона или
проволоки. И настроиться на поиск самого-самого
красивого. Рамка фиксирует внимание зрителя на
живом фрагменте пейзажа, выбранном абсолютно
интуитивно. С ее помощью маленький автор делает
сразу два важных дела – развивает собственное
художественное чутье и делится со
зрителем-одноклассником своими переживаниями по
поводу увиденного. Кстати, очень важно сразу
объяснить детям особенности восприятия,
задаваемые форматом картины. Вытянутая вверх
узкая картинка несет ощущение торжественности,
связи неба и земли, горизонтальная приглашает к
медленному, вдумчивому созерцанию открывающейся
панорамы, квадрат делает мир статично-спокойным.
В один из солнечных дней (а может, и пасмурных,
потому что в тумане и мгле тоже есть свое
очарование) целый класс или несколько разных
групп ребят отправляются в своеобразное
путешествие. Каждый участник “вернисажа” берет
с собой несколько рамок разного формата, сам
выбирает место, устанавливает их в разных местах,
рассчитав подходящее время, от которого
существенно зависит освещение будущих
“картин”. Тихо, стараясь не нарушать
сложившейся атмосферы, дети всматриваются и
вслушиваются в эту уникальную, обычно не
замечаемую жизнь. Многие в такие моменты
представляют историю жизни героя будущего
полотна, придумывают ему имя, стараются угадать,
о чем он может думать. Словом, полный простор
фантазии, что особенно важно для младших
школьников. Следующий шаг – записать
придуманную историю в тетрадь. Потом, когда
придут зрители, эта история ляжет в основу
импровизированной экскурсии. Автор представит
им свою работу и попросит несколько минут молча
созерцать “нарисованный” пейзаж, а затем дать
свои названия увиденному, расскажет вымышленную
историю жизни героев картины.
Конечно же учителю самому придется сначала часто
выступать в роли автора таких экологических
пейзажей. Но достаточно быстро дети понимают
сущность идеи, подхватывают ее и с удовольствием
обогащают собственными замыслами. И приводят
своих одноклассников к замшелому поваленному
дереву, которое они уже сто раз видели и не
замечали, или к зеленой ряске, которая кажется
скорее грязью, чем толстым бархатным ковром,
разложенным на воде. И потом в классе кто с
радостью, а кто с удивлением будет разглядывать
старые вырезки из журналов (а где взять деньги на
глянцевые художественные альбомы?) с картинами
передвижников, запечатлевших именно такие
простые картины родной природы. Наверняка с этой
встречи для многих начнется не только интерес к
урокам искусства, полагающимся по программе, но
главное – ребята знают теперь простой и
совершенно доступный способ удивления
привычному и прекрасному, для которого не нужны
ни бумага, ни дорогие краски. Константин
Дмитриевич Ушинский как-то признался: “Зовите
меня варваром в педагогике, но я вынес из
впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что
прекрасный ландшафт имеет огромное
воспитательное влияние на развитие молодой души,
с которым трудно соперничать влиянию педагога”.
Это абсолютно верно для наших учеников.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|