Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Экологический вернисаж, или
Путешествие с рамками

Сельские учителя часто сетуют на невозможность преподавания мировой художественной культуры в деревне – нет подходящих пособий, нет вроде бы и у детей стимула рассматривать непонятные картинки, которые их в реальной, домашней жизни не окружают. Зато у них есть неоспоримое преимущество перед маленькими горожанами – возможность ежедневно созерцать и учиться ценить близкий и привычный естественный природный ландшафт родных мест. И с этим детским опытом можно работать так, чтобы он отчасти заменял музейный. Например, превратить в картинную галерею давно знакомый соседний лес...

Идея называется “экологический вернисаж”. Как в настоящем музее, у каждой картины есть рама своего формата – квадратная, овальная или прямоугольная, только полотна нет. И главное – художником и одновременно искусствоведом может быть каждый деревенский ребенок. Достаточно взять с собой в лес, на реку, в поле рамку на небольшой подставке, сделанную из картона или проволоки. И настроиться на поиск самого-самого красивого. Рамка фиксирует внимание зрителя на живом фрагменте пейзажа, выбранном абсолютно интуитивно. С ее помощью маленький автор делает сразу два важных дела – развивает собственное художественное чутье и делится со зрителем-одноклассником своими переживаниями по поводу увиденного. Кстати, очень важно сразу объяснить детям особенности восприятия, задаваемые форматом картины. Вытянутая вверх узкая картинка несет ощущение торжественности, связи неба и земли, горизонтальная приглашает к медленному, вдумчивому созерцанию открывающейся панорамы, квадрат делает мир статично-спокойным.
В один из солнечных дней (а может, и пасмурных, потому что в тумане и мгле тоже есть свое очарование) целый класс или несколько разных групп ребят отправляются в своеобразное путешествие. Каждый участник “вернисажа” берет с собой несколько рамок разного формата, сам выбирает место, устанавливает их в разных местах, рассчитав подходящее время, от которого существенно зависит освещение будущих “картин”. Тихо, стараясь не нарушать сложившейся атмосферы, дети всматриваются и вслушиваются в эту уникальную, обычно не замечаемую жизнь. Многие в такие моменты представляют историю жизни героя будущего полотна, придумывают ему имя, стараются угадать, о чем он может думать. Словом, полный простор фантазии, что особенно важно для младших школьников. Следующий шаг – записать придуманную историю в тетрадь. Потом, когда придут зрители, эта история ляжет в основу импровизированной экскурсии. Автор представит им свою работу и попросит несколько минут молча созерцать “нарисованный” пейзаж, а затем дать свои названия увиденному, расскажет вымышленную историю жизни героев картины.
Конечно же учителю самому придется сначала часто выступать в роли автора таких экологических пейзажей. Но достаточно быстро дети понимают сущность идеи, подхватывают ее и с удовольствием обогащают собственными замыслами. И приводят своих одноклассников к замшелому поваленному дереву, которое они уже сто раз видели и не замечали, или к зеленой ряске, которая кажется скорее грязью, чем толстым бархатным ковром, разложенным на воде. И потом в классе кто с радостью, а кто с удивлением будет разглядывать старые вырезки из журналов (а где взять деньги на глянцевые художественные альбомы?) с картинами передвижников, запечатлевших именно такие простые картины родной природы. Наверняка с этой встречи для многих начнется не только интерес к урокам искусства, полагающимся по программе, но главное – ребята знают теперь простой и совершенно доступный способ удивления привычному и прекрасному, для которого не нужны ни бумага, ни дорогие краски. Константин Дмитриевич Ушинский как-то признался: “Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога”. Это абсолютно верно для наших учеников.

Валерий ПУЗЫРЕВСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru