СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Знак мастерства
Когда-то Петровская ремесленная школа
славилась на всю Россию. Теперь эта слава
возвращается – в руки ее учеников
Была в Тотьме художественная мастерская, в
которой несколько непрофессионалов и один
настоящий художник Александр Пестерев выполняли
заказы горожан и местной власти: расписывали
вывески, афиши, плакаты. Однажды, в начале
девяностых, в мастерскую позвонила заведующая
райотделом культуры и говорит: “С завтрашнего
дня будете зваться Петровской ремесленной
школой, в которой вы – мастера. Дальше сами
думайте, что делать. Деньги дам”. Так началась
новая история знаменитой в этих местах школы для
крестьянских детей. Петровская ремесленная
школа, созданная в 1872 году для обучения
крестьянских мальчиков народным ремеслам
(керамике, плотничеству, резьбе по дереву,
лозоплетению), была закрыта в двадцатые годы
прошлого столетия.
И вот школа восстановлена. Через несколько
месяцев в маленьком деревянном здании
мастерской были готовы помещения и самое
необходимое для занятий живописью, рисунком,
росписью, резьбой по дереву. Приобрели станки,
керамическую печь, краски, кисти, книги для
библиотеки, среди которых главная гордость –
толстые альбомы по истории искусства.
Деревенские ребята, увидевшие впервые работы
своих сверстников на выставке в сельском клубе,
пишут заявления о приеме в школу. У районной
администрации каким-то непостижимым образом
находятся деньги на ее оснащение. Выпускники
учатся в художественных училищах Вологды,
Череповца, Петрозаводска, Великого Устюга.
Просто сказка какая-то...
Конечно, по своей структуре и укладу жизни
современная Петровская ремесленная совсем не та,
какой была до революции, но она еще меньше
походит и на типичную художественную школу.
Прежде всего учебным планом, в котором мало часов
по живописи и рисунку и очень много – по ремеслу.
Ольга Силина, завуч, объясняет: “Представьте
детей, которые отсидели шесть уроков в школе и
еле живые приползают к нам. И что – опять сидеть
за натюрмортом, копируя горшки и кринки? А уроки
ремесла они обожают, воспринимают как отдых.
В мастерских вся мебель сделана руками ребят в
стиле северной деревенской культуры.
Изготавливая стол, стул, шкатулку или игрушку,
каждый ученик школы пытается максимально
использовать свойства материала и применить
собственную фантазию. И в результате
ребята-выпускники оказываются способными
сделать уютным, а не беспорядочно-безвкусным не
только школьное, учебное пространство, но и свой
собственный деревянный дом. Кстати, резцом
одинаково виртуозно владеют и мальчишки, и
девчонки.
Удивительно, что с реалистической живописью и
народным искусством запросто соседствуют здесь
уроки абстрактного искусства. Вроде бы
деревенским детям все это должно быть странно и
непонятно. А учителя говорят: “Современное
искусство – основа нашей программы”. И учат
ребят строить композиции “под Дали”, “под
Кандинского”, Малевича, Филонова. Поначалу
приходилось тратить много времени на то, чтобы
ребята перестали бояться выражать себя в цвете.
Сказались, видимо, традиционные школьные уроки,
когда весь класс копировал одну вазу и получал за
это оценки. Здесь абстрактная живопись оказалась
для кого-то потрясающим открытием, а для кого-то
– настоящим лекарством для пробуждения
фантазии. Ребята бросились рисовать узоры из
пятен и линий, забыв о своих прежних страхах. Но
учителя были неумолимы: мало нарисовать
непонятное нечто, надо оценить и использовать
возможности материала, цвета, возникшей в голове
идеи. Чтобы получилась не пестрая абракадабра, а
настоящее собственное маленькое произведение.
Ольга говорит: “Сейчас модно предлагать детям
познавать абстрактную живопись с точки зрения
чувств – нарисуйте грусть, нарисуйте радость. Но
вот я вижу: там не смешаны цвета, тут не выстроена
композиция. А ведь работа – любая! – не должна
быть сырой, незаконченной. Всегда, что бы мы ни
делали, надо настраиваться на рождение
произведения. Нельзя с детьми сюсюкать, надо
помочь милым детским работам стать по-настоящему
прекрасными”.
Так и живет Петровская ремесленная школа – между
реальностью практической жизни и абстрактными
идеями красоты, формы, цвета. Педагоги специально
приучают своих деревенских учеников к такому
объемному взгляду вокруг себя и внутрь себя. Саша
Пестерев в разговоре обронил: “Хочется жить,
выстраивая при этом главное произведение
искусства – саму Жизнь”. Этому он и учит ребят –
воспринимать каждое улетающее мгновение как
возможность создать новый, потрясающий мир своей
жизни. Создать его собственным терпеливым трудом
и любовью.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|