СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Чтобы прожить свою жизнь,
надо создать свою сказку
О школе Александра Шевченко “Синяя
птица”
Единственная разноцветная корова
Имя села, некогда данное народной молвой, – его
художественная достопримечательность и как бы
повод для знакомства. На Украине есть село с
ласкающим слух названием – Прелестное. Говорят,
Елизавета, проезжая здесь, вздохнув, промолвила:
“Прелестно...” Возможно, это вымысел и далекие
уроженцы этих мест просто особенно как-то любили
окрестную природу и любовались ею.
Александр Иванович Шевченко – художник (по
материнской линии в его роду были иконописцы),
сельский учитель, историк-краевед. А еще
Александр Иванович – гостеприимный хозяин и
чудесный собеседник.
– Мера всего есть дело, – говорит он, – остальное
– словоблудие. Можно нагородить чего угодно, а
суть останется за дверью. Иди и смотри.
Иду и смотрю. Недалеко от дома Шевченко дворик,
огражденный плетнем. Там огромный деревянный
ветряк, белая меловая хата, будто из гоголевской
повести. Здесь же два рубленых домика и явно
современное высокое здание, прикрытое пышной
калиной. Оно, как ни странно, появилось здесь
первым.
“Синяя птица” – так назвал Шевченко студию,
задуманную как эстетический центр села,
средоточие культурной жизни, просвещения и
общения односельчан – взрослых и детей.
Конечно, искусство не всесильно, и можно
сомневаться в его способности извне привнести в
обыденность красоту и духовность. Но очевидно,
что в 70–80-е годы Прелестное оказалось под крылом
вдохновения “Синей птицы”. В студии рисовали не
избранные, а почти все прелестенские ребята,
приносили рисунки домой, показывали родителям. И
когда однажды взрослые уступили студийцам
бетонное пространство жилых построек, школы,
детского сада – дети создали здесь свою сказку.
Меж окон домов пролетали птицы и единственная в
своем роде разноцветная корова. Из стен
вырастали яркие подсолнухи и пушистый одуванчик.
На одной из собачьих будок прижилась вальяжная
кошка. А малыши детского сада после дневного сна
наяву встретились с желтой в красных яблоках
лошадью, диковинным петухом и большим воздушным
змеем.
Дети рисовали без предварительных эскизов на
бумаге, смело, необычно, ярко.
– Секрет детского творчества, – говорит
Шевченко, – в том, что ребята гораздо
эмоциональнее взрослых. А искусство обостряет
эмоции, дав возможность выразить их цветом,
линией, образом. Дети свободны, они не боятся
нарисовать плохо, поэтому детские рисунки
чистые, без лукавства и подтекста. Они состоят из
тех, казалось бы, мелочей, из которых состоит сама
жизнь.
Детям нравится мыслить красками. Это и познание
себя, и опыт взаимодействия с окружающим миром.
Ведь отображенное чувство – это плод твоего
настроения, состояния. И вот оно перед глазами,
как бы со стороны. А главное, любой твой искренний
рисунок, как и ты сам, будет принят таким, какой он
есть.
Прелестное для Шевченко – это судьба, его
жизненное пространство – терпкий степной
воздух, вдыхаемый им с рождения, хаты,
раскиданные по пригоркам, окрестные леса и
поросшие камышом речушки с шатающимися
мостиками.
Как выходит, что лучшие художники –это малыши,
еще не севшие за парту, а старшеклассники как-то
скованы, замкнуты, рисуют несмело или вообще
бросают. Почему у детей угасает вера в
собственные возможности?
Еще в школе, учителем рисования, Александр
Иванович задумывался над этим. Как продлить во
взрослении лучшее из детства? Идеи были, и они,
конечно, не вмещались в рамки школьной программы.
Ребята часами могут возиться с сухой травой,
опавшими листьями – возникают целые пейзажи,
портреты. Можно пойти в поле, в лес. По ходу
придумается сказка: отчего деревья голые, а пашня
синяя; какого цвета ветер и куда он дует. Вот об
этом дети и нарисуют. И рисунки будут чудесные,
потому что сказка своя.
Память, собранная по бревнышку
Неизвестно, когда именно появилась у Шевченко
идея возродить культуру хранения предметов
старины. Быть может, в тот момент, когда он
отчаялся спасти для села дом священника.
Исчезают вышитые рушники, рубахи. Еще пара
десятилетий – и они просто переведутся на
тряпки. Сгниют в сараях кринки, коромысла,
лычаки...
Надо что-то делать!
И началась в студии жизнь, расширяющая границы
детского участия в мире их же бабушек и дедушек.
Рисунки о старости – мудрой, молчаливой – уже
возникали в студии. На одном из них – старушка, и
вокруг нее вороны, которых она уже не боится –
все что можно, мол, прокаркали... Александр
Иванович говорил с ребятами о пожилых, одиноких
– они считай в каждом доме, и почти везде нищета,
беспомощность и целый мир памяти.
Студийцы обходили сельские хаты, объезжали
соседние села. Встречали их радушно, выносили
кому что не жалко, даже дорогие сердцу иконы и
свадебные кофты. Чаем поили, благодарили за
помощь (ребята помогали по хозяйству, в огороде).
Желали удачи, не верили, правда, что из всякого
старья музей сделают, но Бог вам в помощь!
И помощь действительно пришла. Мечтал Александр
Иванович перенести к зданию студии хату
крестьянскую. Нашлась добрая душа – его
одноклассница, получив в наследство хату,
подарила ее селу Прелестному. Оставалось
уговорить колхоз взять на себя хотя бы часть
оплаты разборки, переноса и строительства
домика, привлечь добровольцев, знакомых,
согласовать с начальством...
По бревнышку селяне складывали хату, крыли
соломой, белили. Приходили теперь к Шевченко
сами, вещи приносили, фотографии, помощь
предлагали. Дом-музей крестьянского быта
торжественно открылся 25 октября 1987 года, успеху
радовалось все Прелестное. Теперь почти каждый
день в музее посетители.
Так же, как хата, появились в Прелестном кузница и
мастерская по обработке дерева. В кузнице горн,
наковальня, молотки. И когда Александр Иванович
предлагает кому-нибудь из ребят поработать с ним
молотками, звон стоит далеко за плетнем.
Музей под открытым небом – заходи кто хочет. А
знаете, почему плетень здесь не сломан, висят на
нем и не падают перевернутые кувшины и из
соседнего школьного стадиона не долетают сюда
мячи? Потому что дети – свидетели появления
всего здесь, более того – они участники.
Мне показывали близ сельсовета парк – березки,
каштаны, клены, дубы... Была бросовая земля, и они
организовали посадку. И ветряк – огромный, выше
здания студии – это двухлетняя работа по
разборке, переносу, строительству,
собирательству экспозиции.
Сегодня в музее появляются археологические
находки, и это уже никого не удивляет. Кости
мамонтов, окаменелости моллюсков, чертовы пальцы
– окаменелости морского червя, которого
суеверные селяне в руки не берут. И неизвестно,
что еще здесь появится.
Кстати, эти новые экспозиции располагаются в
музее, рядом с работами Александра Ивановича, и,
увлеченно поговорив о костях, он тихо так уводит
посетителей в детские залы:
– Смотрите! Идут парни по полю, косят, а в траве
сидит уточка, крыльями прикрывая гнездо, и глаза
у нее круглые от страха. Вон злющий охотник
целится в оранжевую галку, а солнце от ужаса
закрывает глаза руками. А вот баба-яга, юбка у нее,
как у Аллы Пугачевой!
Скромничает Александр Иванович, не считает себя
профессиональным художником. Выставки из своих
картин делать не любит, зато охотно дарит.
Я не берусь описывать картины Шевченко – тонкие,
глубокие. “Сад памяти”, “Вечер жизни”, “Будет
дерево”... – одни только названия... Скажу лишь об
одной из последних работ, удивительно простой и
символичной. На бугре – ветряк с крыльями, на
небе – колесо небесное, и третий круг – мужик за
бороздой. Колесо жизни. Кто знает, как и почему
оно вертится? Но человек ежедневным трудом
повторяет движение Вселенной. И еще одна деталь
– собака лежит себе клубочком. И где-то я видела
похожую. Да в соседнем зале, на детском рисунке.
Ну конечно, синяя пашня, ветряк, небесный круг –
все это село Прелестное, увиденное ясно и чисто,
будто глазами ребенка.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|