Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Педагогика осмысленного труда и постоянного желания красоты

Городские жители радуются наступившему лету, солнцу, предстоящему отпуску.
А у деревенских началась почти круглосуточная работа на земле. Даже самые маленькие из них знают: летний день год кормит. Вот они и заняты целыми днями по хозяйству, развлекаясь иногда рыбалкой и купанием. Но самое удивительное, что здесь же, на грядках, на речке, происходит непрекращающийся образовательный процесс, без всякого перерыва на каникулы. Дети без устали наблюдают природу и жизнь взрослых, много рисуют, мастерят. И вообще деревенские ребята легче всего мыслят образами. Об этом знал Сухомлинский, построивший на детском образном мышлении свою удивительную педагогику Павлышской школы. Так же думают его земляк, украинский педагог-художник Александр Шевченко, их коллеги из ремесленной школы в Вологодской области. Пришло время серьезно поговорить о том, какую роль искусства и народные ремесла играют именно в жизни сельских детей, каким безграничным воспитательным пространством они оказываются. Правда, в этом случае многое зависит от позиции, которую занимает учитель сельской школы. Кто-то стремится попросту выполнить программу, чтобы его ученики не отставали от городских.
А кто-то, будучи в душе исследователем, испытателем, присматривается к своим подопечным, их интересам и чувствам, пытается описывать их в дневнике, чтобы потом построить на этом новом знании учебный процесс, идущий от детских потребностей, среди которых изобразительное творчество – самая базовая.
И вдруг оказывается, что на народном искусстве и живописи можно построить особенную педагогику, очень подходящую в деревенских условиях. Педагогику осмысленного труда и постоянного желания красоты как части собственной жизни.
И даже (!) не требующую огромных затрат на расходные материалы. Народные мастера всегда создавали свои маленькие шедевры из чего попало. А как же, скажут, приобщение деревенских детей к истории искусства, ведь это невозможно при отсутствии денег на альбомы с репродукциями и путешествия в картинные галереи. Ничего страшного, можно попробовать применить методику “экологического вернисажа”, при помощи которой прекрасным художественным музеем может стать заречный лес. Все-то ведь дело в том, как и зачем использовать возможности окружающего деревенского ландшафта. И еще вдруг оказывается, что не стоит сокрушаться об отсутствии необходимых материальных средств. Надо потихоньку делать свое дело, и тогда невероятным, совершенно чудесным образом вокруг него появляются сотрудники, идеи, материалы, как это было с Шевченко и Александром Пестеревым, вологодским художником. И деревенские дети, что бы ни говорили об их запущенном общем развитии, – благодарные ученики, тонко чувствующие красоту сказанного слова, привычных картин природы, красоту человеческой жизни, наполненной смыслом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru