СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Педагогика осмысленного труда и постоянного
желания красоты
Городские жители радуются наступившему лету,
солнцу, предстоящему отпуску.
А у деревенских началась почти круглосуточная
работа на земле. Даже самые маленькие из них
знают: летний день год кормит. Вот они и заняты
целыми днями по хозяйству, развлекаясь иногда
рыбалкой и купанием. Но самое удивительное, что
здесь же, на грядках, на речке, происходит
непрекращающийся образовательный процесс, без
всякого перерыва на каникулы. Дети без устали
наблюдают природу и жизнь взрослых, много рисуют,
мастерят. И вообще деревенские ребята легче
всего мыслят образами. Об этом знал Сухомлинский,
построивший на детском образном мышлении свою
удивительную педагогику Павлышской школы. Так же
думают его земляк, украинский педагог-художник
Александр Шевченко, их коллеги из ремесленной
школы в Вологодской области. Пришло время
серьезно поговорить о том, какую роль искусства и
народные ремесла играют именно в жизни сельских
детей, каким безграничным воспитательным
пространством они оказываются. Правда, в этом
случае многое зависит от позиции, которую
занимает учитель сельской школы. Кто-то
стремится попросту выполнить программу, чтобы
его ученики не отставали от городских.
А кто-то, будучи в душе исследователем,
испытателем, присматривается к своим подопечным,
их интересам и чувствам, пытается описывать их в
дневнике, чтобы потом построить на этом новом
знании учебный процесс, идущий от детских
потребностей, среди которых изобразительное
творчество – самая базовая.
И вдруг оказывается, что на народном искусстве и
живописи можно построить особенную педагогику,
очень подходящую в деревенских условиях.
Педагогику осмысленного труда и постоянного
желания красоты как части собственной жизни.
И даже (!) не требующую огромных затрат на
расходные материалы. Народные мастера всегда
создавали свои маленькие шедевры из чего попало.
А как же, скажут, приобщение деревенских детей к
истории искусства, ведь это невозможно при
отсутствии денег на альбомы с репродукциями и
путешествия в картинные галереи. Ничего
страшного, можно попробовать применить методику
“экологического вернисажа”, при помощи которой
прекрасным художественным музеем может стать
заречный лес. Все-то ведь дело в том, как и зачем
использовать возможности окружающего
деревенского ландшафта. И еще вдруг оказывается,
что не стоит сокрушаться об отсутствии
необходимых материальных средств. Надо
потихоньку делать свое дело, и тогда невероятным,
совершенно чудесным образом вокруг него
появляются сотрудники, идеи, материалы, как это
было с Шевченко и Александром Пестеревым,
вологодским художником. И деревенские дети, что
бы ни говорили об их запущенном общем развитии, –
благодарные ученики, тонко чувствующие красоту
сказанного слова, привычных картин природы,
красоту человеческой жизни, наполненной смыслом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|