Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N14
 

Алексей МИТРОФАНОВ

Все о Царском Селе

Царское Село

В действительности Царское Село – совсем не Царское Село. Официально оно называется городом Пушкиным. Еще более официально это Пушкинский район Санкт-Петербурга. На вокзале надпись: “Детское Село”. И рядом – “Царское Село” (такое имя носит привокзальный ресторан).
Впрочем, это никакой не Пушкин, и не Детское Село, и уж тем более не район нашей северной столицы. Достаточно сюда приехать, чтобы сразу же почувствовать неотразимый царскосельский дух. Даже на казенных картах города значится именно это название – “Царское Село”. А Пушкин вписан только для проформы, сбоку, мелким шрифтом.
Первое, что поражает здесь, – это, конечно, воздух. Выходишь из пригородной электрички или из автобуса – и сразу понимаешь, что отныне сможешь жить лишь в этом месте. При этом, несмотря на безусловные достоинства экологического плана, Царское Село – все-таки город. Со всеми городскими преимуществами и инфраструктурами – кинотеатрами, музеями, спортзалами и ресторанами. Больше того, это туристический объект мирового значения. Днем здесь шумно и весело. По улицам шастают шумные толпы отечественных и заграничных туристов. Ближе к вечеру их увозят в гостиницы, в Санкт-Петербург. Город становится малолюдным и тихим. В вечерних кафе сидят царскосельские жители и наиболее мудрые отдыхающие. Те, которые поняли: нужно не останавливаться в Петербурге и оттуда ездить на день в Царское Село, а поступать ровно наоборот. Вечерняя жизнь Царского уютнее, милее и дешевле. Не говоря о том, что здешний воздух не попробуешь ни на одной из петербургских улиц.

КНИГИ 

С.Д.Руденская.
Царскосельский – Александровский Лицей. 1811–1917
СПб.: Лениздат, 1999

“Больница занимала две комнаты (окнами ко дворцу), в одной была аптека, в другой – шесть кроватей со стегаными одеялами, крытыми ситцем. Содержалась больница хорошо. Там всегда было чисто и тепло. Доктор Франц Осипович Пешель, еще молодой человек, был добродушным весельчаком, и мальчишки не прочь были попасть к нему по любому, даже малозначительному поводу. Кормили здесь вкусно и разнообразно. Это видно из сохранившихся в лицейских архивах меню. Когда требованиями доктора кухня пренебрегала, он обращался к надзирателям по хозяйственной части, и впредь его предписания соблюдались точно. Вот, например, как выглядело меню от 12 июня 1814 года, составленное для больного: на обед – суп из перловой крупы с телятиной, жаркое из цыпленка и яйца всмятку, на ужин – суп с манными крупами, котлеты из телятины, бутылка красного вина и помимо всего – фунт “меду красного”. Некоторые меню были написаны безграмотно, видимо “подлекарем”, под диктовку Пешеля, который только подписывал их”.
Эта книга – пятисотстраничное исследование лицейской истории. Автор не обрывает свое повествование 1843 годом, когда Лицей перебазировался из Царского Села в Санкт-Петербург. Светлана Давыдовна доходит до 1917 года, после чего начинает рассказ о советском периоде – о создании лицейского музея.

А.С.Пушкин в Царском Селе. 1831
СПб., 1999

“О… музыкальных вечерах вспоминает дочь Ф.П.Толстого М.Ф.Каменская: “В Царскосельском саду, около самого спуска без ступеней, который до сих пор называется “pentedouse” (пандус, отлогий спуск – фр.) и ведет от верхней колоннады дворца в сад, было в том году излюбленное царскосельскою публикою местечко, что-то вроде каменной террасы, обставленной чугунными стульями, куда по вечерам тамошний beau-monde собирался посидеть и послушать музыку… Только вот в один прекрасный вечер на этой террасе собралось так много народу, что даже не достало стульев двум каким-то пожилым дамам. Я, как девочка вежливая, приученная всегда услуживать старшим, сейчас же заметила, что дамам не на что сесть, сбегала в сад, захватила там еще такие два стула, принесла и подала их двум барыням. Папенька с Пушкиным в это время стояли недалеко от террасы и о чем-то разговаривали. Вдруг Александр Сергеевич схватил отца моего за руку и громко вскрикнул:
– Граф, видели вы, что эта девочка сделала?.. Это – какой-то силач!”
Книга посвящается пребыванию Пушкина в Царском Селе с мая по октябрь 1831 года. Она сделана по тому же принципу, что и знаменитое исследование В.Вересаева “Пушкин в жизни”. То есть составители ограничились только подбором множества разнообразных цитат и минимальными необходимыми комментариями к ним. Как говорится, скромно и со вкусом.


МНЕНИЯ 

“Царскосельский сад, по словам англичан, разных путешественников из всех стран и наших, становится единственным в своем роде. Не говорю о комнатах, но Гваренги говорит, что они столь же прекрасны, как и своеобразны, и что кто не видал их, тот не может составить себе о них понятия. Например, я пишу вам в кабинете из массивного серебра, отчеканенного с узором из красных листьев; четыре колонны с тем же узором поддерживают зеркало, служащее балдахином дивану, обитому яркой зеленой материей с серебром московского изделия; стены состоят из зеркал, которым серебряные пилястры с красными же листьями служат рамами. Балкон выходит в сад, дверь образует два зеркала, так что она всегда кажется раскрытою, хотя бы была затворена. Этот кабинет очень роскошен, блестящ, весел, не обременен тяжелыми украшениями и очень приятен. У меня есть другой, на котором, как на табакерке, соединены белый и голубой цвет с бирюзою, белое и голубое стекло, а узор по ним из арабесков”.

Екатерина Вторая, императрица, 1782 год

“Царское Село – один из самых благоустроенных уездных городов. Прямые, широкие и довольно чистые улицы, красивые и чистые постройки, отсутствие режущих глаз бедных кварталов и слободок с полуразвалившимися домиками – все это производит приятное впечатление на людей, привыкших видеть в уездном городе бедное, скучное и грязное захолустье”.

И.П.Золотницкий, краевед, 1882 год

“Царское Село было зимней резиденцией последнего царя, это накладывало известный отпечаток. На вокзале поражала тишина, все вели себя чинно, не было суматохи. Прохаживались рослые жандармы, которые устраняли всякое нарушение тишины и порядка, хотя особая царская ветка находилась в другом месте, недалеко от Александровского дворца. В самом городе тоже сохранялись чинность, тишина и порядок. Было много полиции, повсюду встречались военные, там стояли гусарский полк, желтые кирасиры, стрелки императорской фамилии. Было много свитских военных, конвоя, специальной дворцовой полиции и шпиков. В связи с отсутствием фабрик и заводов рабочего люда почти не было. На улицах кроме военных были видны дворцовые служащие, домовладельцы, пенсионеры, чиновники, “благонадежные” ремесленники, прочий проверенный люд. Все вертелось вокруг резиденции царя, было связано с дворцом. На улицах, в парках, в проезжавших экипажах можно было видеть министров, шикарных дам, блестящих военных или же степенных купцов, сдержанных чиновников и их семьи.
Во время пребывания во дворце царя в Александровский сад простую публику не пускали. Но когда царя не было, даже штатские молодые люди гарцевали по разрешенным маршрутам аллеей верхом и иногда встречали широкое ландо с нарядным кучером, в котором прогуливали великих княжон. Они приветливо улыбались, махая платочками, в ответ на почтительные поклоны наездников”.

Дмитрий Засосов и Владимир Пызин,
царскосельские старожилы, о рубеже XIX–XX веков


ЛЕТОПИСЬ 

1702

– первое упоминание о мызе “Саари-мойс” (“Возвышенное место”).

1710

– Петр Первый дарит “Саари-мойс” своей супруге.

1717

– на “Сарской мызе”, как она в то время называлась, начинается строительство дворца.

1721

– заложена Дикая роща – первый царскосельский парк.

1723

– строительство дворца закончено.

1743

– утверждается проект архитектора А.В.Квасова по перестройке дворца.

1757

– строительство нового дворца закончено.

1796

– построен Александровский дворец.

1811

– учрежден Царскосельский Лицей.

1837

– через Царское Село прошла первая в стране железная дорога.

1900

– открыт памятник Пушкину.

1918

– Царское Село переименовано в Детское Село.

1937

– Детское Село переименовано в Пушкин.

1949

– в здании Лицея открыт мемориальный музей.



МУЗЕИ 

Краеведческий музей города Пушкина

Леонтьевская улица, 28.

Краеведческий музей города ПушкинаЦарскосельский краеведческий музей (официально – все-таки музей города Пушкина) расположился в самом центре города, на главной площади. Здание музея респектабельно и величаво. Внутреннее содержание – под стать фасаду.
Вместо традиционной кассы – массивный письменный стол, заваленный какими-то официальными бумагами. Кажется, что ты попал не в краеведческий музей, а в некое важное и даже грозное учреждение, и солидная дама, сидящая за тем столом, сейчас будет тебя разносить.
Это впечатление отчасти верно. Попробуйте позадавать той даме самые невинные вопросы. Попросите, например, о консультации с кем-либо из научных сотрудников. Если никого из них на месте не окажется (такая ситуация довольно вероятна), виноватым в этом будете вы сами – дескать, пришли в музей, так и ведите себя прилично.
Отнеситесь к этому как к неизбежному и не самому страшному злу, заплатите той даме червонец, получите билет – и вперед, на осмотр экспозиции. Тем более, здесь все вполне понятно, и консультации научного сотрудника потребуются только самым въедливым из посетителей.
Тематика музейных залов самая разнообразная. Один из них, к примеру, отведен под живопись художницы Орловой-Афиногеновой. На полотнах госпожи Орловой изображены картинки из истории города Царское Село. Участники тех сцен (к примеру, император со своим семейством) предстают как этакие неземные существа, созданные из небесного эфира и состоящие лишь из одних добродетелей.
Сотрудникам музея очень нравятся эти картины, и они сильно обижаются, если гость города откажется смотреть орловский зал.
Другие части экспозиции имеют более прямое отношение к тематике музея, то есть к краеведению. Здесь, например, есть залы “Городское хозяйство Царского Села” (оно, как нетрудно догадаться, сильно отличалось от хозяйства большинства российских городов – все-таки резиденция царской фамилии), “Поэты-царскоселы Серебряного века” (их тут обреталось немало), “Города Пушкин и Павловск в годы Великой Отечественной войны” (увы, в основном фотографии) и даже “Юные разведчики (скауты)”. Эта выставка рассказывает о первых российских скаутах, совершавших свои подвиги в городе Павловске, и является, пожалуй, самой любопытной во всем краеведческом музее.
КСТАТИ, музей расположен в здании бывшего полицейского управления, построенном в 1820–1822 году архитектором Стасовым. Правда, третий этаж появился позднее, в 1908 году.

Мемориальный литературный музей А.С.Пушкина (“Дача Китаевой”)

Пушкинская улица, 2

Мемориальный литературный музей А.С.Пушкина “Дача Китаевой” – классический мемориальный музей. То есть экспонатами его являются те вещи, которые окружали здесь в 1831 году Александра Сергеевича и его молодую супругу. К счастью, многие из них сотрудникам музея удалось найти. Главное же – сохранилась планировка дома. Разве что еще в девятнадцатом веке приделали новый вход и пристройку (в ней размещены выставки, посвященные Жуковскому с Карамзиным).
Александра Смирнова-Россет вспоминала жилище Александра Сергеевича: “В столовой красный диван, обитый кретоном, два кресла, шесть стульев, овальный стол и ломберный, накрываемый для обеда… Хотя летом у нас бывал придворный обед, довольно хороший, я все же любила обедать у Пушкиных. У них подавали зеленый суп с крутыми яйцами, рубленые большие котлеты со шпинатом или щавелем и на dessert варенье из белого крыжовника”.
Именно здесь продолжался “медовый месяц” поэта, начатый в Москве, в арбатском доме Хитрово. Именно эту обстановку видят посетители музея – сначала они попадают в спальню, затем в будуар Натальи Николаевны, потом – в огромную гостиную с камином, в столовую и, наконец, в буфетную.
Увы, именно в этой квартире у супругов начались первые если еще и не трения, но по крайней мере наброски несходства характеров. Вяземский писал: “В первые месяцы супружеской жизни напугал Пушкин молодую жену свою, ушедши гулять и возвратившись домой только на третьи сутки. Оказалось, он встретился с дворцовыми ламповщиками, которые отвозили из Царского Села на починку в Петербург подсвечники и лампы, разговорился с ними и добрался до Петербурга, где и заночевал”.
Впрочем, большую часть времени поэт проводил все же дома, в своем кабинете на втором этаже. Та же Смирнова-Россет вспоминала: “Наталья Николаевна сидела обыкновенно за книгою внизу. Пушкина кабинет был наверху, и он тотчас нас зазывал к себе. Кабинет поэта был в порядке. На большом круглом столе, перед диваном, находились бумаги и тетради, часто несшитые, простая чернильница и перья; на столике графин с водой, лед и банка с кружевниковым вареньем, его любимым”.
Именно здесь, лежа на своем любимом диване, Пушкин придумал один из первых в истории русской культуры рекламных слоганов. Как-то раз к Александру Сергеевичу зашел мастеровой и попросил, чтоб тот придумал рекламу для его продукции – сапожной ваксы. “Яснее дня, чернее ночи”, – сразу же сымпровизировал поэт.
Кабинет Пушкина – кульминация экскурсии. И одновременно окончание ее.
КСТАТИ, дача Китаевой была построена в 1827 году “под смотрением архитектора Василия Петровича Стасова” в стиле ампир.



ИНТЕРНЕТ 

http://www.pushkin-town.net/

“Греки верили, что янтарь – это окаменевшие лучи солнца. Вообразите комнату, полностью покрытую панелями янтаря, пылающими и излучающими свет, – неудивительно, что Янтарная комната в Царском Селе считалась Восьмым чудом света.
Король Пруссии Фридрих Вильгельм I преподнес Комнату как дипломатический дар Петру Великому в 1717 г., после того как Петр восхитился этим чудом во время визита в Шарлоттенбург, Берлин.
Янтарная Комната была сначала установлена в Зимнем Дворце, но в 1755 Императрица Елизавета поручила архитектору Франческо Растрелли переместить ее в Екатерининский Дворец. Отдельные панели янтаря 76 гвардейцев перенесли от Ст. Петербурга до Царского Села за шесть дней. Они не были достаточно большие, чтобы заполнить новые 100 метров декора, поэтому были добавлены мозаика и зеркальные вкладки, а верхняя часть стенок была специально окрашена, чтобы имитировать янтарь.
Во время Второй мировой войны оккупационные войска сняли янтарные панели в сентябре 1941, и они были привезены Альфреду Роду, руководителю Кенигсбергского художественного музея в Калининграде. Часть Янтарной Комнаты была последний раз наблюдаема на выставке в Кенигсбергском замке, прежде чем была спрятана в катакомбах. С этого момента начинается загадка.
Имеется легенда, что янтарь был сожжен при попадании бомбы, когда она перемещалась в Германию по указанию Гитлера, и что ее остатки скрыты в подземельях замка, тянущихся на многие километры. Самая современная и обнадеживающая теория – это то, что во время транспортировки в Германию панели были спрятаны в шахте на Балтийском побережье…
Две мозаики уже вновь воссозданы мастерами “Царскосельской Янтарной Мастерской” (“Зрение и чувство запаха”. “Чувство прикосновения”)”.
Царское Село – один из популярнейших туристических центров. И неудивительно, что в Интернете можно найти немало увлекательных историй об этом неподражаемом городе. Притом не только лишь на приведенном нами сайте..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru