РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Василий Немирович-Данченко
На кладбищах: Воспоминания и впечатления
– М.: Русская книга, 2001
С Василием Ивановичем
Немировичем-Данченко (1845–1936), братом известного
драматурга и режиссера-мхатовца, Перцов изредка
встречался в конце
1890-х в петербургских журнальных редакциях и в
салоне мадам Гуревич, хотя друзьями или хотя бы
литературными соратниками они не были. Да
пожалуй, и не могли быть: Перцов – из лагеря
эстетов, с Мережковскими на дружеской ноге;
Немирович-Данченко – беллетрист «натуральной
школы», военный репортер, газетчик из той же
примерно команды, что и Амфитеатров, Боборыкин,
Гиляровский. Всем им не раз доставалось от
критиков за «старомодность» и «размашистость»
письма, а то и за небрежность и торопливость
стиля. Но даже второстепенные писатели – это
часть литературного пейзажа эпохи. Как уберешь с
великолепного пейзажа хотя бы штрих?
За долгую жизнь Василий Иванович написал
(поговаривают) втрое больше, чем Лев Толстой. Еще
до революции у Немировича-Данченко в России
вышло
50-томное собрание сочинений. На его
корреспондентском счету пять военных кампаний:
турецкая, туркестанская, японская, балканская (1912
года), германская. Потом – проклятие большевикам,
эмиграция (Берлин, Прага), титул «патриарха
русской словесности» в зарубежье и
принудительное забвение на родине. Сейчас его
авантюрные романы снова издают в России, не так
давно вышел даже трехтомник. Особенно интересно
в наши дни перечитать его «кавказскую» прозу –
эти края и этот народ писатель знал отменно.
«Русская книга» выпустила том воспоминаний
Немировича-Данченко. Изрядная часть вошедших в
сборник мемуаров ранее в России не издавалась,
кое-что не перепечатывалось с дореволюционных
времен. Состав книги пестр, как жизнь
прирожденного журналиста: мемуары о знакомых
писателях (Чехов, Некрасов), очерки о генералах и
государственных мужах (Скобелев, Милютин,
Лорис-Меликов), путевые заметки 1872 года о
путешествии на Соловки… «Несмотря на
мрачноватое название, мемуары отнюдь не мрачны.
Здесь соседствуют юмор – добрый и не очень,
насмешка – авторская и героев, саркастические
замечания и неподдельное восхищение чужим
талантом и волей, печаль по тому, чему не суждено
было сбыться», – пишет составитель книги,
исследователь русской прозы рубежа ХIХ–ХХ веков
Тимофей Прокопов.
В отличие от уравновешенного и строгого Перцова
Немирович-Данченко пишет размашисто, бойко,
беллетристично, с жаром и страстью, с длинными
диалогами, а порой, кажется, и с явными выдумками
(очерк о Гумилеве, часто перепечатывавшийся в
последние годы, – характернейший пример
мемуарного мифологизма). Не чурается он
публицистических пассажей, светских и
политических слухов. Как опытный газетчик, тащит
в свою прозу все подряд, творя свой особый жанр –
легкое чтение на серьезные темы. А быть мастером
этого жанра – уже немало.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|