РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Петр Перцов Литературные
воспоминания. 1890–1902 гг.
– М.: Новое литературное обозрение, 2002
Практически одновременно вышли
интересные мемуары двух литераторов Серебряного
века, двух крепких профессионалов, хорошо
известных в России конца ХIХ – первой половины ХХ
века. Оба они в советское время были, по сути,
вычеркнуты из официальной истории отечественной
словесности. Кто же эти «литературные
изгнанники»?
Петр Петрович Перцов (1868 – 1947) – маститый
журнальный боец времен раннего символизма,
корифей казанской и петербургской периодики. Он
печатался, сотрудничал или просто был своим
человеком в «Русском богатстве», «Северном
вестнике», «Новом пути», «Мире искусства». Путь
его, как и у многих писателей тех лет, был
извилист: за несколько десятилетий своей
литературной карьеры Перцов проделал эволюцию
от умеренного народника до критика-символиста с
философским уклоном (а за пять лет до смерти был
даже принят Фадеевым в Союз советских писателей).
Писал стихи, статьи, философские трактаты,
художественные путеводители, мемуары. Перед
революцией активно вращался в кругу
Мережковских–Розанова–Брюсова–Бенуа, вдыхал
пряный воздух эпохи полной грудью.
А на выдохе были книги. Не так уж много, впрочем,
он их написал – всё как-то по мелким жанрам
распылялся, всё что-то редактировал да составлял.
Меж тем человек был острого ума, тонко чувствовал
эпоху и людей, умел подмечать характерные детали.
И чувством формы обладал как мало кто из
современников. Все это проявилось в
«Литературных воспоминаниях» – самой известной
книге Перцова, впервые выпущенной
микроскопическим по тем временам двухтысячным
тиражом в 1933-м в легендарном издательстве «Academia».
Это, собственно, первая часть большой мемуарной
эпопеи о начале века, которую Перцов так и не
дописал до конца (сохранились наброски ко второй
части – о 1900-х годах). Почти 70 лет эта ценнейшая
для историков литературы книга не
переиздавалась целиком. Известный питерский
литературовед Александр Лавров собрал в
500-страничный том все мемуарные сочинения Петра
Петровича, написанные после революции. Помимо
заглавного произведения это очерки о Блоке,
Розанове, Владимире Соловьеве, Брюсове, забытых
поэтах 1890-х годов и знаменитых актерах начала
века (некоторые очерки опубликованы впервые по
архивным рукописям). Что сказать о тщательности и
скрупулезности комментариев? Здесь даже
название брюсовского сборника стихотворений
дано именно греческими буквами (как у автора), а
не латинскими, как в некоторых популярных
изданиях…
В мемуарах Перцова литературная жизнь и
литературный быт смешаны в пропорции, близкой,
пожалуй, к идеалу. Подкупает и спокойная,
выверенная интонация этих воспоминаний, их
подробность, сдержанность, педантичность.
Добротность, одним словом. Это едва ли не
единственная из авторитетных мемуарных книг о
Серебряном веке, где автор ни с кем не сводит
счетов, не протаскивает каких-то внелитературных
идей, не фантазирует. Наблюдательный, памятливый
и очень умный человек просто сел и записал то, что
он видел тридцать с лишним лет назад, в начале
своей литературной карьеры. Детали и обобщения
любопытнейшие, портреты собратьев по перу
(знаменитостей и безвестных) набросаны сжато,
острыми и точными штрихами. Нравы провинциальных
газетных редакций, эпатаж ранних символистов,
борьба с эстетической «фамусовщиной» конца
века… Утро русского декаданса, заря «нового
искусства». (Кое-где ощущается, что книга
писалась с некоторой оглядкой на цензуру –
например, в одном эпизоде настойчиво
подчеркивается «близость» толстовства и
марксизма.) Как жаль, что Перцов так и не написал
продолжения своих «Литературных воспоминаний»,
не довел их хотя бы до 1913 года!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|