ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
Три шкатулки Арлекина
Василий Кандинский. “Пронизывающая линия”
ПЕРВАЯ. Содержит то, что есть на
самом деле. Она представляет собой точность
воспроизведения случайного, которая, если
шкатулку открыть в присутствии врага,
оборачивается максимальной точностью.
В ней покоится письмо, адресованное в 1942 году
Бенито Муссолини – одному из самых преданных
актеров театра дель арте. Оно написано на куске
бифштекса, который со временем приобрел
устойчивый запах коровьего помета. Мы спрятались
под стол, был серым полдень, серым полдень, серым
полдень... Как отмечают парижские школьники,
ровно за сто четырнадцать секунд бифштекс
растворяется в стакане с пепси-колой.
В эти дни, в мае, когда зацветают черемуха с
вишней, в канун лета, по утрам он не спешил
просыпаться... пока все птицы не прокричат
«аминь» и «воскресни». Три месяца в Москве длится
театральный фестиваль с перерывами на сибирские
засухи, уральские энцефалиты, европейские ящуры
и словесные обмороки. Прекрасная подъездная
любовь отдана на растерзание устным жанрам и
невербальным инсталляциям. Так, постепенно жизнь
молодого актера заполняется сценами с
переодеваниями. В пруду на территории ВДНХ (ВВЦ)
он ловит на удочку осетра и форелей, севрюгу,
семгу и кету. В полдень появляется легкий ветерок
с северо-запада. Вспомнил то, что хотел забыть, –
вкус осы, выплеснутой из кружки в рот вместе с
кислым пивом... Однако все еще только случится.
ВТОРАЯ. Это шкатулка Истории. Здесь все
человеческие судьбы в происшествиях, под углом с
неба, но звучат они неслышно, по-над текстом,
между молитвой и тем, что доносит вой. Это не
просто бесконечные ошибки и их традиции, это еще
инстинкты и обычаи соперничать со смертью – это
сама смерть. Если случилось в начале мая – прочти
об этом в конце. Вены высохнут, оставляя тень на
твоем лице.
ТРЕТЬЯ. Это шкатулка одной человеческой жизни.
Пока она открывается – человек живет, любит,
побеждает, терпит поражение, понимает – не
понимает, стареет, рождается снова. Как видно из
простой схемы, в этой цепочке отсутствуют
Вечность, Комфорт, Смерть. Они в другой шкатулке,
какой – он уже не помнит, и здесь ее тщетно
искать. В этой шкатулке спрятано сердце Арлекина
и его фекалии.
Он раскатывает коврик, присаживается рядом и
принимается за рассказ. Рассказ о том, чего не
знает, плюс описание того, о чем имеет смутную
догадку. Теперь у Арлекина нет памяти, зато есть
новая семья – в одеждах Inbi-fashion, семья, состоящая
из вампиров-родственников, врагов-детей, их снов
и неразборчивых идей типа тантра-йоги и
даосского секса, хождений по стеклу, победы
фальшивости над скудоумием, женского молока над
вином, инь над янь. Он входит отсюда и проходит
туда, облекая слова в движение. Так продолжается,
пока он знает, о чем идет речь. Иногда он пробует
свое движение осмыслить с помощью всех, кто
оказался рядом. Иногда он обращается с какими-то
предложениями по благоустройству мира, его
просят развить свой тезис, попробовать его
записать, то есть стать не просто персоной, а еще
и автором. Он начинает фантазировать – ловко
встает на руки и гоняется весь оставшийся день
вниз головой то за вашим участием, то за мухой,
пытаясь прихлопнуть ее ладонями ног... Садится
солнце, и тут оказывается, что ему больше нечего
добавить. Он остается в своей комнате в
одиночестве, в озираемом пространстве,
вакантным, полым, резонирующим, готовым к
употреблению актером Театра Без Зрителей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|