ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Портрет американской школы
И несколько соображений, почему мы
делаем ошибки,
сравнивая ее со школами других стран
Если мы собираемся рассказывать об
Америке, надо начать с точного определения
предмета рассказа. Ибо Америка слишком велика и,
главное, разнообразна, чтобы можно было без
пояснений говорить о ней в целом. Более того,
обычная ошибка при разговоре об Америке –
употребление этого слова, когда речь идет о
каком-то регионе, слое общества или субэтносе.
Мы расскажем о двух государственных (public) школах,
причем об их старших классах (9–12-е годы обучения,
high school). Об одной школе в Бруклине (Нью-Йорк) и о
школе в одном из городов штата Нью-Джерси. Обе эти
школы бесплатные, как и все государственные
школы в США. Бруклинская школа – самая что ни на
есть средняя, нью-джерсийская входит в верхнюю
часть рейтингового списка школ штата. Указать
конкретное место в списке нельзя, потому что
список может составляться по разным параметрам
– по результатам школьников на том или ином
тесте, на олимпиадах, по числу поступивших в те
или иные университеты и т.д. и т.п. Поэтому
наиболее точной будет такая непритязательная
характеристика: одна школа – «самая обычная»,
другая – «обычная хорошая школа». Сразу же
скажем, что эти две школы довольно схожи между
собой.
Итак, типичные школы. Первое, что бросается в
глаза, – гибкое расписание и распределение
предметов по классам. Обязательные группы
предметов – английский язык, математика,
естественные науки, социальные науки,
физкультура. Школьник должен каждый год изучать
не менее одного предмета из каждой группы и хотя
бы один предмет из необязательных групп.
Необязательные группы – это иностранный язык,
искусство, бизнес.
Иностранный в нью-джерсийской школе – это
испанский или французский, в бруклинской один из
иностранных – русский. Русские эмигранты,
живущие в Бруклине, иностранным берут русский,
сразу его сдают, получают высшую оценку и на этом
изучение языков прекращают. Естественные науки
– физика, химия, биология, наука о Земле.
Социальные науки – это, например, история.
Искусство – изобразительное искусство,
актерское искусство, музыка, пение, история
искусства. Бизнес – это бухучет, шитье, готовка,
компьютер. Многие мальчики выбирают шитье и
готовку, многие девочки – компьютер. Компьютер
используется и при изучении других предметов –
для поиска информации в Интернете и для
оформления рефератов.
Многие предметы изучаются разными учениками на
разных уровнях, например, для английского
уровней пять. Из них три нижние – для свежих
эмигрантов; ребенок, хорошо учившийся по
английскому в одной из лучших школ Москвы (но не в
языковой спецшколе), может так сдать тест, что ему
разрешат пойти на неэмигрантский уровень (второй
сверху), но ему будет трудновато. Кроме того, по
английскому языку есть несколько
специализированных курсов.
В нью-джерсийской школе, пребывая в одном и том же
классе (на одном году обучения), ученик может
изучать разные предметы на разных уровнях;
соответственно на одном уроке, скажем, алгебры
начального уровня, могут увидеться
одиннадцатиклассник, вообще-то
специализирующийся в искусстве или просто очень
слабый, и девятиклассник, собирающийся посвятить
свою жизнь химии. Выбор уровня изучения предмета
зависит от состояния знаний ученика на момент
выбора. Он определяется оценками, если ученик
учился в этой школе раньше, и тестами по
английскому и математике, если он только что
приехал из-за рубежа; считается, что для изучения
любого предмета на высоком уровне нужно
соответственно владеть языком (иначе не поймешь)
и уметь соображать (иначе не сможешь освоить).
Если школьник хочет взять более легкий уровень,
чем ему доступен, ему не препятствуют. Более
сложный уровень брать не рекомендуют, но при
хороших знаниях, например, по математике и
желании заниматься именно ею, школьник может
быть взят на более высокий уровень, чем тот,
который ему полагался по слабому знанию языка.
Система довольно гибка.
В бруклинской школе, которая существенно больше
нью-джерсийской, есть отдельный так называемый
почетный (honors) класс. Чтобы попасть в этот класс,
нужно иметь высокие оценки по всем предметам, а
эмигранты еще должны успешно сдать тест на
переход из эмигрантского английского класса в
обычный.
Заметим, что никакие сравнения американской и
российской школ по уровню образования – а
почему-то именно эти сравнения являются основной
темой большинства российских статей об
американской школе – невозможны без указания на
то, с каким именно уровнем американской школы
происходит сравнение. Возможно, что источник
систематических ошибок таков: российский
школьник, слабо знающий английский язык,
попадает из-за этого на самый нижний уровень по
всем предметам, где ему, естественно, все кажется
примитивным. Сравнение уровня задач и
возможность усвоения предмета требуют разного
уровня владения языком: сравнить уровень задач
по математике или физике можно, почти не зная
языка. Если же он приносит эти задачи своему
родителю, тот вдобавок начинает сравнивать не с
реальным уровнем российской школы, а со своими
поэтическими воспоминаниями о той – во многих
случаях математической – школе, которую некогда
кончал. Впрочем, недобросовестные статьи об
американской школе нередки и в американской
русскоязычной прессе, причем это статьи авторов,
которые не могут не знать истинной ситуации.
Математика включает алгебру, геометрию,
тригонометрию, анализ. Каждый из этих предметов
имеет два или три уровня, прохождение предметов
взаимосвязано: например, на анализ идти без
алгебры нельзя. Верхние уровни близки к уровню
лучших школ Москвы. Кроме этих основных курсов
есть несколько специализированных курсов: по
существу, это курсы университета, но читаются они
в школе. При поступлении в университет все это
засчитывается. По охвату математика несколько
больше (например, проходят комплексные числа) и
концентрированнее – то, что в России изучают
несколько лет, в США проходят за год. Наука о
Земле, биология, химия, физика имеют от двух до
трех основных уровней, кроме того, могут
проходиться дополнительные курсы, близкие к
курсам университета.
Как известно, некоторые педагоги вообще
утверждают, что все изучать надо более
концентрированно, вплоть до режима погружения.
Месяц – математика, месяц – пение, месяц –
физика. Американская школа относительно
российской немного смещена именно в эту сторону
– предметов меньше, но почти все предметы каждый
день, а на другой год данного предмета может не
быть вовсе. На дом задается довольно много,
причем среди задач много простых, но есть и
задачи, требующие громоздких вычислений.
Человека учат работать, а не просто сидеть в
классе, открыв от удовольствия рот. Впрочем, к
тем, кто на уроке бездельничает, относятся
либерально, если они не мешают вести урок.
По всем предметам школьники делают много
докладов, письменных отчетов, иногда группами,
причем они сами должны определить способ
взаимодействия. Подготовка докладов требует
работы в библиотеке и с Интернетом. В школе
имеются общедоступные компьютеры в библиотеке.
При этом допускается выполнение задания и без
использования компьютера, даже в рукописном
виде. Через все преподавание проходит идея –
информацию надо уметь искать, оценивать и
излагать.
Систематическое изучение истории начинается с 9
класса, с курса «Мировая история». В более
младших классах историю изучают фрагментарно в
рамках других гуманитарных предметов. Вся
мировая история проходится за один год – один
урок в день ежедневно. Учебник — толстая книга
большого формата, напоминающая энциклопедию.
Состав курса отличается от российского –
существенно больше внимания уделено истории
науки, техники и культуры и меньше войнам.
Английский язык – это, по существу, литература. В
нью-джерсийской школе оказалось, что изучаемая
литература в основном была посвящена теме
«Подросток в конфликте со средой», изучались
«Над пропастью во ржи», «Ромео и Джульетта»,
«Царь Эдип» и некоторые другие произведения,
отчасти список определяется учителем. Кроме
того, существует внеклассное чтение: что читать,
определяется самим учеником, и большинство
читает бульварную литературу.
Все это относится к первому уровню английского
для американцев. Как уже говорилось, есть еще
один английский – более серьезный и еще три
уровня для только приехавших. На этих уровнях
больше внимания уделяется лексике и грамматике.
Физкультура, пока тепло, проводится на улице,
когда холодно – в зале. Состав – легкая атлетика
и игры. Вообще физкультура «мягкая», без нажима
на школьника и без плохих оценок. Возможно, это
следствие того, что физические возможности у
разных людей разные, уровней физкультуры в школе
не существует, а травмировать плохими оценками
за то, что человек не так высоко прыгает,
считается неправильным.
Расписание составлено так, что ученик находится
в школе в течение восьми или девяти уроков. Один
из «уроков» – это обед. Иногда в расписании
бывает «окно» – школьник может заниматься сам,
например, в библиотеке или компьютерном классе.
По окончании школы все ученики сдают
государственный выпускной тест, однако не в 12
классе, а в 11-м, для того чтобы результаты этого
теста могли быть использованы при поступлении в
университеты. Документы в хорошие университеты
подаются осенью последнего года обучения, в
более слабые – позже. В плохих школах выпускной
тест успешно сдают около 30%, в хороших – свыше 90%.
Для поступления в хороший университет
необходимо сдавать еще единый для всех США тест
SAT-1, в нем существенно более сложный английский, а
для поступления в очень хорошие – тесты SAT-2 по
нескольким предметам.
Школьники могут участвовать в олимпиадах.
Например, в Нью-Джерси олимпиады по математике
проводятся раз в месяц, с октября по апрель, на
уровне округов (это около 30 школ) или их частей.
Олимпиада проходит после уроков, школьников
везут в одну из школ округа. Разделения на классы
на олимпиаде нет. Каждая школа выставляет одну
команду. Дается 10 задач на один час. Иногда
учитель, который привозит команду, отбирает пять
работ и представляет их проверяющим, иногда
проверяются все. Счет команды – это сумма
решенных задач в трех лучших работах. Задача либо
засчитывается, либо нет, понятия «частично
решено» нет. Победители могут участвовать в
олимпиаде следующего уровня – штата или группы
штатов. Она проводится реже, раз в год, и длится
три дня. В штате Нью-Йорк олимпиада тоже
проводится раз в год, и длится она несколько дней.
Помимо олимпиад есть много других видов
внеклассной деятельности – спорт, театральные,
музыкальные и вокальные коллективы, иные клубы
по интересам. Участие во внеклассной
деятельности считается престижным и учитывается
при поступлении в университеты.
Как указывалось выше, государственные школы
бесплатны. Все финансирование осуществляется из
бюджета. Однако школы стараются заработать
немного денег дополнительно, причем чаще всего –
ведя коммерческую деятельность среди семей
учеников. Примеры:
– продажа билетов на спектакли, в которых играют
ученики (билеты весьма дешевые);
– покупка оптом, а затем распространение в
розницу мелких сладостей, а также книжек с
купонами, по каждому из которых можно получить в
течение года небольшую скидку на различные
товары и услуги;
– выпуск раз в год «книги года» с фотографиями
всех учеников и учителей школы, фотографиями
различных мероприятий и всяческими материалами
о школе и продажа ее по цене, превышающей
себестоимость. Большинство детей хотят иметь
такую книгу.
Кроме того, иногда родителей просят пожертвовать
деньги (опять же небольшие) на какие-то
общественные организации при школе (типа
родительского комитета) или на другие нужды,
иногда уже не связанные со школой (например, в
фонд жертв
11 сентября). Не внести деньги на такие нужды
неудобно.
Существует довольно большое количество
всевозможных правил, которым должны следовать
учащиеся. В нью-джерсийской школе эти правила
включены в ежедневник, который каждому ученику
выдается в начале года, и занимают они там
страниц пятнадцать.
Значительную часть этого описания составляют
правила, связанные с посещаемостью. Основное
правило следующее: пропустить без уважительной
причины можно максимально 18 уроков по предмету с
годовым курсом,
9 дней – по предмету с полугодовым курсом и 5
уроков по предмету с курсом на одну четверть.
Если пропущено указанное количество уроков,
ученик может не получить зачет по
соответствующему предмету, и ему придется
проходить его летом или на следующий год. Когда у
ученика набирается примерно половина
«критических» пропусков, его вызывают в «офис
посещаемости» и проводят с ним беседу.
Желательно, чтобы в ней участвовали и родители.
Трудно установить, насколько строго выполняются
эти правила, реально почти на каждом уроке
нескольких детей нет, но неизвестно – болеют ли
они, прогуливают или еще что-нибудь.
Следующая большая группа правил связана с
различными нарушениями и наказаниями за эти
нарушения. Всего нарушений в списке около сорока.
Вот некоторые из них:
Оскорбление или угроза преподавателю.
Порча имущества (включая графити).
Воровство.
Списывание.
Прогулы.
Подделка подписи.
Ложная тревога.
Принос в школу оружия.
Принос в школу и использование аудиотехники.
Принос в школу и использование пейджеров и
сотовых телефонов.
Принос в школу водяных пистолетов.
Нахождение в пьяном виде или под воздействием
наркотиков.
Сексуальные домогательства (“харассмент”).
Курение в пределах здания школы или участка,
принадлежащего школе.
Вождение автомобиля во время занятий.
Игра в карты в школе.
Еда в непредусмотренном месте и так далее...
Существуют правила, регламентирующие одежду
школьников. В частности, нельзя носить следующее:
Одежду с рекламой алкоголя и наркотиков.
Одежду оскорбительного вида, в частности,
сексуального характера.
Одежду, выражающую принадлежность к группе,
принадлежность к которой противоречит идеологии
школы (вероятно, сюда можно было бы отнести
одежду с нацистской или террористической
символикой).
Слишком прозрачную одежду.
Слишком открытую одежду.
Нижнее белье не должно быть видно.
Шорты или юбки не должны быть короче восьми
дюймов от верха бедра.
Бретельки у маечки не должны быть очень узкими.
Нельзя также ходить босиком.
Сами учителя одеваются несколько строже, чем
инженеры и программисты, но обычно не в костюмы.
Женщины чаще носят юбки, а не брюки, мужчины
всегда носят брюки, а не джинсы.
В заключение приведем количественные данные для
государственных школ одного из округов штата
Нью-Джерси. В округе 25 городов. В самом крупном
городе три школы. Во втором по величине –
население 97000, две школы по 6000 учеников. В
остальных – по одной школе, 3000–9000 учеников. В
среднем городе население 14000, одна школа, 1500
учеников. В маленьком городе население 2500,
учеников – 500.
Американская школа не просто в несколько раз
крупнее российской, это более сложный механизм.
Построение описанной выше многоуровневой
системы при разумных затратах возможно только в
большой школе. Задача американской школы:
выпустить человека как минимум адаптированного
к обществу, готового с пользой для него и для себя
– стало быть, с удовольствием – жить. Как
максимум – вырастить Эдисона или Элвиса Пресли.
Разумеется, возможности у разных школ разные, но
обычная хорошая школа это сделать может.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|