КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
На краю бессонницы
На нашем телевидении показали
сравнительно недавний, 1997 года, мистический
фильм «Адвокат дьявола», где выдающийся
американский актер Аль Пачино сыграл... самого
Сатану. А в это время на экраны США вышел новый
триллер – «Бессонница», где тот же актер сыграл
роль опытного полицейского.
Любопытно, что Аль Пачино,
славы которому, безусловно, не занимать, с
подлинным восторгом рассказывал после съемок в
«Бессоннице», что ему наконец-то удалось
поработать вместе с другим известным актером –
Робином Уильямсом, преимущественно комиком. «Он
– мой идол. Мне просто нравилось находиться
около него. И после съемок мне хотелось общаться
с ним лично, что мы и делали. Он очень светлый
человек, внимательный ко всему окружающему».
Согласитесь, что крайне редко услышишь подобные
слова в актерской среде, где чаще острое
соперничество. Тем более удивительно, что Аль
Пачино, снимающийся в кино свыше тридцати лет,
объясняется в любви к более молодому коллеге,
говоря о нем как о большом мастере и
замечательном человеке. Пожалуй, подобное
отсутствие заносчивости и уважение к таланту
другого заложены в Аль Пачино той актерской
школой, которую он прошел в 60-е годы.
Он из семьи каменщика-сицилийца, который оставил
двухлетнего Альфредо на попечении матери и
дедушки с бабушкой. Так что выросшему в Южном
Бронксе (не очень-то удачный район Нью-Йорка!)
парню пришлось на себе испытать все прелести
малообеспеченной жизни. В 17 лет он бросил школу:
был посыльным, швейцаром, портье, вахтером и
копил деньги, чтобы поступить на курсы Херберта
Бергхофа, где, между прочим, одним из
преподавателей оказался замечательный
английский актер Чарльз Лотон. И даже начал
играть маленькие роли в театрах на офф-офф-Бродвее,
то есть весьма далеко от главной сцены Америки. В
1966 году поступил в знаменитую Актерскую студию
Ли Страсберга, явного приверженца системы
Константина Станиславского, чтобы через два года
вернуться в театр с триумфом, получив премию
«Оуби» за роль пьяницы-психопата в спектакле
«Индеец хочет в Бронкс», а в 1969 году – самый
престижный театральный приз «Тони» за
сыгранного им наркомана уже в бродвейской
постановке «Носит ли тигр галстук?».
Вот и по ранним работам Аль Пачино в кино можно
было подумать, что ему суждено постоянно
изображать своеобразных блудных сыновей Америки.
Делал он это великолепно, с настоящим
проникновением в образы, даже с погружением в
бездну отчаяния, переживаемого отверженными
героями. Да и позже этот актер довольно
рискованно выступал на экране в качестве
балансирующих на краю пропасти персонажей, пусть
и по эту сторону закона, – полицейских, тоже
готовых пасть на самое дно беспредельного
человеческого существования («Поиск партнера»,
«Море любви»).
Если разобраться, его ставшая почти классической
роль наследника мафиозной империи Майкла
Корлеоне в трех частях «Крестного отца» или
образ слепого офицера в отставке, одержимого тем,
чтобы испытать напоследок абсолютную жажду
жизни («Запах женщины» принес исполнителю
заветный «Оскар» с восьмой попытки!), – это же
трагические герои, в которых надлом личной
судьбы и постигшее их экзистенциальное
одиночество связаны как раз с двойственностью
человеческой природы. Вроде бы ставшая уже
банальной борьба добра со злом, светлой и темной
сторон личности, сознания и подсознания
приобретает в интерпретации такого большого
актера, как Аль Пачино, практически зримое
воплощение, а главное – делается живой и
неподдельно прочувствованной. Поэтому не так нам
и важно, кого он играет на сей раз – преступника
или стража порядка.
Его «тянет» к трагедийности (не случайно первая
режиссерская работа Аль Пачино, обобщающая его
сценический опыт, называется «В поисках Ричарда
III»). А вот те шекспировские аллюзии, лишь
подразумевающиеся в фильме «Крестный отец, часть
III», исполнителя явно не удовлетворили, и недавно
он вдруг обрушился с резкой критикой на ленту, в
которой снимался свыше десяти лет назад.
Казалось бы, пора 62-летнему Аль Пачино почивать
на лаврах. Однако истинный творец никогда не
может успокоиться, вечно недоволен сделанным и
считает себя в малой степени реализованным. И
опять впадает в своего рода «художественную
бессонницу», нетерпеливо ожидая прихода хотя бы
рассвета. Чего ему и пожелаем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|