КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Ольга Волкова:
«Если хочешь стать артисткой, раздели
свое лицо ладонью на две части...
Пусть одна плачет, а другая смеется»
Кто-то сказал: когда в женщине есть что-то
от мальчишки, в ней появляется особая манкость и
привлекательность. Именно такое мальчишество и
озорство излучала Ольга Владимировна Волкова,
выпорхнувшая из своего подъезда в джинсах и
спортивной кепочке. Наверное, первоначальное
амплуа артистки отложило отпечаток на всю ее
дальнейшую жизнь, характер и мироощущение. Более
ироничного по отношению к себе и легкого в
общении человека среди народных, избалованных
людской любовью актрис я не встречал. Беседа наша
началась с воспоминаний о тех днях, когда моя
героиня впервые вышла на сцену.
– Я пришла в театр, когда мне было 12 лет.
Это был драмкружок в знаменитой школе. Его вела
народная артистка Марья Александровна Призван-Соколова.
А привела меня в этот кружок Алиса Фрейндлих.
Тогда-то я и стала играть спектакли, которые
можно назвать профессиональными. В 13 лет я
сыграла в спектакле «Воробьевы горы» свою первую
роль мальчишки Кольки.
– Драмкружок, наверное, не мог не появиться в
вашей жизни. Ведь вы актриса, если не ошибаюсь, в
третьем поколении.
– Нет, все же во втором. Мои мама и тетка были
очень талантливы, мечтали о театре, но не смогли
осуществить эту мечту из-за войны. А дед был очень
талантливым актером и даже возглавлял труппу
Театра старинного водевиля. Я росла в его доме, он
меня «поднимал» и воспитывал, поскольку отец был
арестован.
– Что вам особенно запомнилось из того, чему
вас учил дед?
– Он мне говорил: «Если хочешь стать артисткой,
раздели свое лицо ладонью на две части по линии
носа. Пускай одна плачет, а другая смеется. Убери
руку, и все должно так и остаться». От него я
узнала, что такое мимика, как должны работать
мышцы лица, что такое голосовая техника, вокал.
Тогда я пыталась понять, что такое актерское
перевоплощение. Я все это видела. Он был
потрясающим трагифарсовым актером.
– Однако, несмотря на такую школу, вы
поначалу оказались не ко двору даже
Ленинградскому ТЮЗу.
– Да. И в театральный институт не попала. Это был
56-й год, тогда брали «на амплуа»: социальные
героини, характерные актрисы и т.д. Отклонение от
нормы не приветствовалось. А я была маленькая,
некрасивая – ни кожи, ни рожи. И не попадала ни в
какие амплуа никаким местом. А потом меня
пристроили вольным слушателем в студию ТЮЗа.
Однако в конце учебы мне все пророчили, что
работы у меня не будет. Но пришел Зиновий
Корогодский, и моя жизнь покатилась...
– Про школу питерского ТЮЗа до сих пор
рассказывают легенды...
– Школа у нас была несколько «старообразная». В
то время в общеобразовательной школе даже
Достоевского не изучали, а нас на экзамене
просили рассказать биографию Байрона! Мы,
например, писали работу о том, чем отличаются
сонеты Шекспира от сонетов Петрарки...
– Стало быть, учеба давалась непросто?
– Да, конечно. Кроме того, я сама очень много
работала. От страха, что я хуже всех, вкалывала
раз в пять больше, чем все остальные. Не для того,
чтобы стать лучше всех, а для того, чтобы всему
научиться.
– Я читал, что вы в молодости решили, что не
имеете права на Джульетту!
– Мне казалось, что я была очень неказистой:
угловатой, худой. Я знала, что могу сыграть
Джульетту, но боялась. В то время у меня была
масса комплексов: и детских, и женских, которые я
«огребла» за счет не самой благополучной личной
жизни. Сейчас я, конечно, жалею о том, что иногда
давала слабину и кое от чего отказывалась, не
доверяя себе. А в себя надо верить! Но это
приходит потом, позже...
– Перед встречей с вами я пролистал пухлую
папку с подшивкой ваших интервью. Там была
пожелтевшая газетка, датированная 1962 годом. На
фотографии я увидел девушку писаной красоты с
огромными глазищами и копной потрясающих волос.
И это «она» – неказистая?!
– Я просто знала себе цену. Высокий коэффициент
критичности по отношению к себе – признак
психического здоровья. Кроме того, при появлении
всяческих трудностей у меня всегда появлялся
азарт их преодоления. Это заложила в меня мама. Я
узнала от нее, что надо рожать, не крикнув, и
умереть, не цепляясь за жизнь. Но, конечно, когда
рожала, орала как резаная. (Смеется.)
– Вернемся к профессии. Вы начинали с амплуа
травести. Говорят, что это особая актерская каста?
– Сейчас эта каста исчезла. Может быть, это и
правильно, хотя в этой трансформации есть какая-то
загадочность. Но застревать в этом амплуа очень
тяжело и опасно. Поэтому я сделала рывок из ТЮЗа,
боясь, что завязну там надолго.
– Но все же работа в ТЮЗе, наверное, многое
дала?
– Да, это огромная школа, которая развивала
способность к мгновенной трансформации. Надо
уметь переаккумулироваться, ткнуть штепсель в
другую розетку и обновиться.
– Легко ли вам далось переаккумулирование?
Оно ведь было связано не только с переходом в
другой театр, но и в другое амплуа?
– Это был трудный процесс. Перейдя в Театр
Комедии, я осталась без своих лирико-драматических
героинь. Но и в Театре Комедии я упустила одну
очень хорошую роль в спектакле Петра Фоменко
«Милый старый дом», о чем до сих пор жалею. Эта
роль могла бы стать для меня, как говорят,
«пятаком на завтрашний день». Я тогда не могла от
чего-то отказываться, и мне попадались иногда
плохие роли. А они портят душу и характер. Роль –
это ведь взращивание чего-то внутри себя. Это –
как дом строить.
– От каких ролей вы отказывались?
– Я всегда отказывалась от «подлого» и «черного»
материала. Я этого не выношу. А сейчас уже много
лет идет полоса «грязного» искусства: грязные
кадры, грязная сцена, грязные ситуации, грязные
выходы из этих ситуаций. Даже секс – грязный.
– Какие воспоминания остались у вас от
работы с Георгием Товстоноговым? Был ли в вашей
жизни режиссер, которого вы могли бы с ним
сравнить?
– Каждый талантливый режиссер давал мне что-то
свое, особенное. Сравнивать их друг с другом –
дело неблагодарное и неэтичное. Георгий
Александрович был, конечно, личностью
невероятной. Я пришла к нему в БДТ в 1976 году и
проработала там двадцать лет. Несколько ролей я
сыграла в тех спектаклях, которые ставил он сам. И
конечно же очень много получила от него. Это была
школа человеческого и актерского воспитания.
Хотя в БДТ мне было достаточно трудно, потому что
я окунулась в бездну характерных ролей, которые
меня утомили. И каждый раз нужно было
выворачиваться наизнанку, чтобы не повторить то,
что уже было сделано в предыдущих ролях.
– Но вы, наверное, как-то пытались изменить
ситуацию?
– Я счастлива тем, что у меня никогда не было
никаких психопатических желаний: я –
характерная, а мне хочется играть Нину Заречную.
Был, правда, в БДТ очень смешной случай, когда мне
захотелось сыграть Соню в «Дяде Ване». Подошла к
Г.А. и попросила его об этом. Говорю: «Дайте
сыграть хоть в шестом составе». (Мне было уже лет
сорок, но я выглядела моложаво. Особенно со сцены.)
Г.А. жутко удивился и сказал, что это ему в голову
не приходило. Но что это очень интересное
предложение. Потом подумал и отказал. Говорит:
«Роль Сони должна играть очень некрасивая
женщина с отсутствием сексуального опыта на лице,
о чем, глядя на вас, не скажешь». (Смеется.)
– Правду ли говорят, что режиссерам
приходится трудновато с вашими попытками
«глубоко копать»?
– Когда работаешь с большим режиссером, дай Бог
только справиться с тем, что он предлагает тебе. А
бывает и так, что ты поначалу смотришь на
человека с восторгом, а потом чувствуешь, что
становится все хуже и хуже, и в конце концов ты
понимаешь, что стоишь у речки, которая тебе по
щиколотку. Быть умнее режиссера – это отчаяние.
Душа сохнет. Я люблю театр за ансамблевость. А она
подразумевает четкую расстановку сил. И наличие
дирижера.
– Но зависимость актера имеет и свою
оборотную сторону. Наверное, и вам приходилось
мучиться в плохих спектаклях?
– Из всех мучительных наказаний нашей профессии
самое страшное – работа в спектакле, который не
сложился – то ли по вине режиссера, то ли по твоей
вине. Когда актеру ставится психологически
неверная задача – это очень опасно. Это ведь
вывих твоей природы, твоей психики. Многие в этом
случае заболевают просто физически. Бесправие
актеров в театрах порочно. Я сейчас работаю
только в антрепризах. И понимаю, за что отвечаю. У
меня есть право выйти из нее, если я вижу, что
проект обречен на неудачу.
– Говорят, что Эльдар Рязанов снимает
актеров всего три раза, но с вами работал уже
шесть раз. Не могу не вспомнить вашу потрясающую
роль в «Небесах обетованных», которая просто
разрывала душу...
– Удивительная вещь... В который раз я это слышу и
поражаюсь. Я не люблю таких женщин, как моя
героиня. Да и в себе ненавижу такие черты. Ведь
бабы в России любят до гробовой доски, до полного
самоуничижения. Это русская юродская любовь. Я к
этому отношусь с большим огорчением. Нельзя так
жить! Нельзя позволять истязать себя. Такой
менталитет русских женщин меня не устраивает.
– Как получилось, что вы вдруг стали
клоунессой?
– Я уже много лет люблю нашего великого клоуна
Славу Полунина, который «выстроил» свой Театр.
Жанр, в котором он работает, он сам назвал
«фантастическим реализмом». Это не клоунада в
общепринятом смысле. Это философско-романтический
театр. Главное в этом театре – это персонаж Славы:
старый мудрый человек с детской душой. Этой темой
занимался когда-то Попов, да и Чаплин тоже... Но
Слава нашел свой отдельный ход в этом
направлении. Я мечтала работать со Славой. И мне
удалось два раза сыграть у него: один раз в Глазго,
другой – в Торонто. А прошлым летом в Сеуле и
Тайбее я сыграла с ним шестнадцать спектаклей.
– В последнее время у нас появилось огромное
количество театров, не только не имеющих своего
направления, но и абсолютно непрофессиональных,
хотя и претендующих на это. Может быть, сейчас
пришло то время, когда школа (в методологическом
смысле) уже не нужна?
– Нет, очень нужна! Хотя сейчас азбука
практически потеряна и язык «стерт». Для меня
понятие «школа» – это как арифметика. Безусловно,
есть высшая математика, но лучше начать с
арифметики.
– Я знаю, что вы сами всегда мечтали заняться
преподаванием, не так ли?
– Да, но, к сожалению, мне сначала не разрешили
этим заняться в Питере, поскольку у меня не было
высшего образования. И только лет десять назад я
стала студенткой-заочницей ЛГИТМИКа. Это было
очень смешно! Но мне думается, что я не смогла бы
преподавать в той системе, которая у нас
существует. Начиная с отбора студентов и их
дальнейшей судьбы. Поэтому я мечтаю о частной
школе, для того чтобы иметь возможность
реализовать свою систему воспитания.
– Ну а пока вы, наверное, пытаетесь
апробировать свою систему на своих домочадцах?
Ведь семья ваша уникальная: три актера и один
художник. Как уживаются под одной крышей такие
харизматические творческие личности?
– Кстати, в нашем полку прибыло. Брат Чулпан –
Шамиль Хаматов – удивил нас тем, что поступил в
театральный институт.
– Вы строгий критик спектаклей Чулпан и
Ивана?
– Конечно! Я считаю, что у меня глаз
«незамыленный».
– Ну и как они реагируют?
– По-разному... Но я не лезу лишний раз, а жду,
когда меня об этом спросят. У нас много общих
вкусов и интересов. И есть одно хорошее правило:
пока каждый не перескажет свой день, мы не
ложимся спать. Сейчас мы оба с Ваней оказались
причастны к театру Славы Полунина. И это счастье!
Вопросы задавал
Павел ПОДКЛАДОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|