ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА
Английский без перерыва?
Лучше всего начинать изучение языка с
самого раннего возраста. И – с самых интересных
методик!
Сколько лет мы корпели над учебниками
иностранного языка! Сперва школа, затем институт,
потом многочисленные курсы повышения
квалификации. Но заговорить на заморском
«наречии» так и не удалось. Может, виноваты были
скучные, без картинок, книжки, повествовавшие в
основном о трудовых буднях пионерских отрядов?
Или причина в методике? И вообще не поздно ли было
начинать осваивать чужой язык только с
четвертого класса школы?
Играем в английский
Все началось несколько лет назад, когда
английский язык прочно вошел в моду, а затем и
вовсе стал необходимым элементом
образованности. Родители старались определить
своих детей в школы с углубленным изучением
языка. Для поступления в такую alma mater необходимы
хотя бы элементарные представления о языке. Но
где их взять, если детские садики похвастаться
англоговорящими воспитательницами, увы, не
могут, а родители изучали в школе, скажем,
немецкий? В ответ на новое веяние появились
многочисленные коммерческие организации,
наперебой предлагающие преподавателей
английского языка в детские сады.
Детсадовскому учителю английского вовсе не
нужно идеально знать язык – важен не диплом, а
подход к детям. На моей памяти одна учительница.
Преподавала она сухо и скучно, примерно так:
«Повторяйте за мной, дети. «Кэт – это кошка», «Кэт
– это кошка», – бормотали бедные дети, уныло
глядя в окно, и тут же забывали сказанное. Совсем
другое дело, когда преподаватель умеет «впадать
в детство», обучает ребятишек, играя в
английский. Например, для изучения членов семьи и
животных для самых маленьких подойдет всем
известная сказка «Репка». Малыши «вытягивают
репку» с восторгом! Репкой, как правило,
назначается кто-нибудь из детей. Сначала все
вместе, взявшись за руки, «сажают» сидящую на
корточках Репку и водят вокруг нее хоровод. Потом
Репка вырастает – поднимает руки вверх, и дед
начинает ее тянуть. Английский язык становится
нужен, когда дед зовет бабку:
– Grandmother! Help me! (Бабуля! Помоги мне!)
Для четырехлеток более сложные тексты ни к чему:
запомнить на английском названия персонажей им и
так нелегко.
Вообще стараться впихнуть в малыша как можно
больше слов нет необходимости. Это его запутает и
утомит. Главное – привить любовь к языку, а для
этого надо в него играть.
Проблемы с «фикцией»
Пусть преподаватель и не должен знать язык в
совершенстве, но он обязан иметь хорошее
произношение. Искаженное произношение принесет
непоправимый вред. Маленькие дети легко
подражают взрослым, поэтому важно с самого
начала обучить их правильно. Если малыш не совсем
верно произносит звуки русской речи, работа над
английским произношением поможет ему в освоении
родного языка. Обладая грамотным произношением,
за обучение ребенка могут взяться не только
преподаватели, но и родители. Предложите ребенку
поиграть в дразнилки: станьте комаром, змеей, кем
угодно, и пусть чадо передразнивает ваш свист и
шипение.
А педагог – специалист?
Заинтриговать ребенка смогут занятия, на которых
он рисует, поет, разговаривает и много двигается.
Именно в движении, через песни и стихи малышу
можно привить любовь к непонятной для него
абракадабре. У дошкольника развита
долговременная память, это преимущество надо
использовать. Но не стоит повторять печальный
опыт моей знакомой и дрессировать детей. Каждое
занятие можно начинать со сказки-интриги,
вовлекающей ребенка в определенную роль, а
заканчивать открытием важных секретов.
Некоторые школьные учителя опасаются: мол, и в
школе дети станут требовать продолжения сказок,
игр и песен. Но психологи уверены, что ребенок
прекрасно умеет отличать вымышленный мир от мира
реального, а умения, полученные в игре, не
пропадут даром.
Что делать, если малыш слишком мал, чтобы
объяснить родителям, что было на занятии? Ответ
прост: попросите у преподавателя разрешения
побывать на занятии. Идеальным будет скрытое
присутствие (за полуприкрытой дверью), иначе
занятие может оказаться сорванным, а впечатление
от урока испорченным.
Была ли методика?
Совершенных методик преподавания английского
языка не существует, и педагоги, как правило,
изобретают собственные, объединяя самые
продуманные и захватывающие задания из разных
книжек. Поскольку учебники для малышей включают
в себя одни и те же темы и разделы («Знакомство»,
«Мой дом», «Моя семья», «Числа», «Зверюшки»), то
дети получают примерно одни и те же знания. В этой
книжке лучше всего представлен музыкальный
раздел, в другой предлагаются забавные игры на
запоминание слов, в третьей – яркие картинки.
Шестилетки – лучшие ученики
Детей можно обучать английскому хоть с
трехлетнего возраста, но… дома. Все же самые
благодарные ученики – шестилетки. Так считают
специалисты. Шестилетки отличаются особой
чуткостью и интересом к осмыслению секретов
языка. Они легко запоминают небольшой по объему
материал и легко его воспроизводят. Кроме того,
шестилетки очень любознательны. А за их
воображением просто не угнаться. Преподаватель,
крокодилы которого способны летать, а собаки
мяукать, всегда будет «обречен» на успех.
Трудно определить, сколько точно новых слов
(по-хорошему не меньше сотни) и песенок по
прошествии года занятий сможет выучить малыш. Но
в любом случае они не пройдут даром. И малыш еще
научится строить предложения на родном языке
Винни-Пуха.
За комментариями мы решили обратиться в МИОО
(Московский институт открытого образования) к
методисту Валентине Ивановне Пономаревой
Первым делом выяснилось, что идея наладить
обучение детей иностранному языку в детских
садах принадлежит вовсе не частным организациям.
Этот проект зародился на государственном уровне,
и первыми городами, принявшими участие в
эксперименте, были Санкт-Петербург, Свердловск и
Москва. В частности, в Москве были выбраны садики,
в которых апробировалась методика, предложенная
коллективом авторов во главе с Еленой
Негневитской. Обучение иностранному языку в
детских садах ведет свое начало именно отсюда.
«Кооперативы, – говорит Валентина Ивановна, –
явление параллельное. В них стали преподавать те,
кто каким-то образом прикоснулся к этому
эксперименту. Иностранный язык преподается и в
домах творчества (бывших домах пионеров), и при
разных центрах: частное движение идет
параллельно с государственным. Но в детских
садах, имеющих статус городской
экспериментальной площадки, язык преподается
бесплатно».
В октябре во Всероссийском выставочном центре
прошла выставка «Наука и образование», на
которой можно было познакомиться с книгами и
учебниками, предназначенными для обучения детей
ведущим мировым языкам. Самыми крупными
конкурирующими издательствами, представившими
на стендах свои новинки, были «Longman»,
«Просвещение» и «Дрофа».
– В период свободы всего и вся, – продолжает
Валентина Ивановна, – появилось очень много
пособий, по которым идет «обучение», хотя это
некорректно сказано, иностранному языку в
дошкольных учреждениях. Но то, что должно
происходить на уроках в детском саду, нельзя
назвать обучением. Мы занимаемся развитием
детей, развитием их способностей через общение
на иностранном языке. В ходе эксперимента наши
специалисты разработали программы «Английский
язык в учебно-воспитательном комплексе «Детский
сад – начальная школа» и «Иностранный язык для
дошкольников», аналогов которым мы не встречали,
хотя, возможно, они есть. Зачем нужен иностранный
язык, как им овладеть, как его преподавать, о чем
говорить с детьми и каких результатов можно
достигнуть? – на все эти вопросы в программах
даны ответы. Что касается других пособий, лежащих
на полках магазинов, то они бывают двух типов:
игровые и учебные. Первые учитывают возраст
детей, вторые переносят методику обучения
школьников в дошкольные учреждения. Естественно,
для маленьких детей годится только первый тип
пособий. Детям интересно заниматься – с ними
ведется разговор только по тем проблемам,
которые их волнуют: «У меня есть кошка», «И у меня
есть кошка». А во втором типе пособий учат: «This is a
cat», и это неинтересно.
– С какого возраста лучше всего начинать
обучение языку?
– Начинать можно с любого возраста, но лучше
всего с пяти лет. Дело в том, что мы учим ребенка
общаться, говорить, а к четырем годам не у всех
детей сформирован артикуляционный аппарат,
очень многие дети работают с логопедом. Дети
начинают правильно оформлять звуки только к пяти
годам. Занятия лучше проводить каждый день по 20
минут.
Учитель иностранного языка в детском садике,
считают в МИОО, обязан не только владеть
методикой обучения, но и очень хорошо знать
преподаваемый язык. Знать настолько, чтобы уметь
без запинки ответить любопытным ученикам на
любой каверзный вопрос типа: «А как это
по-английски?» Ведь бывает так, что, не дождавшись
ответа или услышав от учителя нечто вроде: «Скажу
в следующий раз» или «Тебе это еще рано знать»,
ученик теряет интерес к предмету.
Хуже всего, если в обучении языку возникает
перерыв. Это происходит, когда после изучения
языка в детском саду ребенок попадает в школу,
где иностранный язык вводится только со второго,
а иногда и с четвертого класса.
Если же на государственном уровне будет принято
решение об обязательном изучении иностранного
языка с первого класса, то проблема
преемственности детский сад – школа в обучении
языку, возможно, потребует еще большего внимания,
чем сегодня.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-проекта english-polyglot.com. На страницах сайта english-polyglot.com собраны интерактивные обучающие материалы, которые позволят Вам самостоятельно выучить английский язык. Учебные материалы разработаны на основе методики Дмитрия Петрова "Полиглот" и специально предназначены для ускоренного изучения английского языка. Разбитый на 16 уроков, курс содержит текстовые и видео материалы и такие полезные инструменты, как генераторы фраз и фрагменты из фильмов, которые помогут отточить Ваши навыки перевода.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|