Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА

Английский без перерыва?

Лучше всего начинать изучение языка с самого раннего возраста. И – с самых интересных методик!

Сколько лет мы корпели над учебниками иностранного языка! Сперва школа, затем институт, потом многочисленные курсы повышения квалификации. Но заговорить на заморском «наречии» так и не удалось. Может, виноваты были скучные, без картинок, книжки, повествовавшие в основном о трудовых буднях пионерских отрядов? Или причина в методике? И вообще не поздно ли было начинать осваивать чужой язык только с четвертого класса школы?

Играем в английский

Все началось несколько лет назад, когда английский язык прочно вошел в моду, а затем и вовсе стал необходимым элементом образованности. Родители старались определить своих детей в школы с углубленным изучением языка. Для поступления в такую alma mater необходимы хотя бы элементарные представления о языке. Но где их взять, если детские садики похвастаться англоговорящими воспитательницами, увы, не могут, а родители изучали в школе, скажем, немецкий? В ответ на новое веяние появились многочисленные коммерческие организации, наперебой предлагающие преподавателей английского языка в детские сады.
Детсадовскому учителю английского вовсе не нужно идеально знать язык – важен не диплом, а подход к детям. На моей памяти одна учительница. Преподавала она сухо и скучно, примерно так: «Повторяйте за мной, дети. «Кэт – это кошка», «Кэт – это кошка», – бормотали бедные дети, уныло глядя в окно, и тут же забывали сказанное. Совсем другое дело, когда преподаватель умеет «впадать в детство», обучает ребятишек, играя в английский. Например, для изучения членов семьи и животных для самых маленьких подойдет всем известная сказка «Репка». Малыши «вытягивают репку» с восторгом! Репкой, как правило, назначается кто-нибудь из детей. Сначала все вместе, взявшись за руки, «сажают» сидящую на корточках Репку и водят вокруг нее хоровод. Потом Репка вырастает – поднимает руки вверх, и дед начинает ее тянуть. Английский язык становится нужен, когда дед зовет бабку:
– Grandmother! Help me! (Бабуля! Помоги мне!)
Для четырехлеток более сложные тексты ни к чему: запомнить на английском названия персонажей им и так нелегко.
Вообще стараться впихнуть в малыша как можно больше слов нет необходимости. Это его запутает и утомит. Главное – привить любовь к языку, а для этого надо в него играть.

Проблемы с «фикцией»

Пусть преподаватель и не должен знать язык в совершенстве, но он обязан иметь хорошее произношение. Искаженное произношение принесет непоправимый вред. Маленькие дети легко подражают взрослым, поэтому важно с самого начала обучить их правильно. Если малыш не совсем верно произносит звуки русской речи, работа над английским произношением поможет ему в освоении родного языка. Обладая грамотным произношением, за обучение ребенка могут взяться не только преподаватели, но и родители. Предложите ребенку поиграть в дразнилки: станьте комаром, змеей, кем угодно, и пусть чадо передразнивает ваш свист и шипение.

А педагог – специалист?

Заинтриговать ребенка смогут занятия, на которых он рисует, поет, разговаривает и много двигается. Именно в движении, через песни и стихи малышу можно привить любовь к непонятной для него абракадабре. У дошкольника развита долговременная память, это преимущество надо использовать. Но не стоит повторять печальный опыт моей знакомой и дрессировать детей. Каждое занятие можно начинать со сказки-интриги, вовлекающей ребенка в определенную роль, а заканчивать открытием важных секретов. Некоторые школьные учителя опасаются: мол, и в школе дети станут требовать продолжения сказок, игр и песен. Но психологи уверены, что ребенок прекрасно умеет отличать вымышленный мир от мира реального, а умения, полученные в игре, не пропадут даром.
Что делать, если малыш слишком мал, чтобы объяснить родителям, что было на занятии? Ответ прост: попросите у преподавателя разрешения побывать на занятии. Идеальным будет скрытое присутствие (за полуприкрытой дверью), иначе занятие может оказаться сорванным, а впечатление от урока испорченным.

Была ли методика?

Совершенных методик преподавания английского языка не существует, и педагоги, как правило, изобретают собственные, объединяя самые продуманные и захватывающие задания из разных книжек. Поскольку учебники для малышей включают в себя одни и те же темы и разделы («Знакомство», «Мой дом», «Моя семья», «Числа», «Зверюшки»), то дети получают примерно одни и те же знания. В этой книжке лучше всего представлен музыкальный раздел, в другой предлагаются забавные игры на запоминание слов, в третьей – яркие картинки.

Шестилетки – лучшие ученики

Детей можно обучать английскому хоть с трехлетнего возраста, но… дома. Все же самые благодарные ученики – шестилетки. Так считают специалисты. Шестилетки отличаются особой чуткостью и интересом к осмыслению секретов языка. Они легко запоминают небольшой по объему материал и легко его воспроизводят. Кроме того, шестилетки очень любознательны. А за их воображением просто не угнаться. Преподаватель, крокодилы которого способны летать, а собаки мяукать, всегда будет «обречен» на успех.
Трудно определить, сколько точно новых слов (по-хорошему не меньше сотни) и песенок по прошествии года занятий сможет выучить малыш. Но в любом случае они не пройдут даром. И малыш еще научится строить предложения на родном языке Винни-Пуха.

За комментариями мы решили обратиться в МИОО (Московский институт открытого образования) к методисту Валентине Ивановне Пономаревой

Первым делом выяснилось, что идея наладить обучение детей иностранному языку в детских садах принадлежит вовсе не частным организациям. Этот проект зародился на государственном уровне, и первыми городами, принявшими участие в эксперименте, были Санкт-Петербург, Свердловск и Москва. В частности, в Москве были выбраны садики, в которых апробировалась методика, предложенная коллективом авторов во главе с Еленой Негневитской. Обучение иностранному языку в детских садах ведет свое начало именно отсюда.
«Кооперативы, – говорит Валентина Ивановна, – явление параллельное. В них стали преподавать те, кто каким-то образом прикоснулся к этому эксперименту. Иностранный язык преподается и в домах творчества (бывших домах пионеров), и при разных центрах: частное движение идет параллельно с государственным. Но в детских садах, имеющих статус городской экспериментальной площадки, язык преподается бесплатно».
В октябре во Всероссийском выставочном центре прошла выставка «Наука и образование», на которой можно было познакомиться с книгами и учебниками, предназначенными для обучения детей ведущим мировым языкам. Самыми крупными конкурирующими издательствами, представившими на стендах свои новинки, были «Longman», «Просвещение» и «Дрофа».
– В период свободы всего и вся, – продолжает Валентина Ивановна, – появилось очень много пособий, по которым идет «обучение», хотя это некорректно сказано, иностранному языку в дошкольных учреждениях. Но то, что должно происходить на уроках в детском саду, нельзя назвать обучением. Мы занимаемся развитием детей, развитием их способностей через общение на иностранном языке. В ходе эксперимента наши специалисты разработали программы «Английский язык в учебно-воспитательном комплексе «Детский сад – начальная школа» и «Иностранный язык для дошкольников», аналогов которым мы не встречали, хотя, возможно, они есть. Зачем нужен иностранный язык, как им овладеть, как его преподавать, о чем говорить с детьми и каких результатов можно достигнуть? – на все эти вопросы в программах даны ответы. Что касается других пособий, лежащих на полках магазинов, то они бывают двух типов: игровые и учебные. Первые учитывают возраст детей, вторые переносят методику обучения школьников в дошкольные учреждения. Естественно, для маленьких детей годится только первый тип пособий. Детям интересно заниматься – с ними ведется разговор только по тем проблемам, которые их волнуют: «У меня есть кошка», «И у меня есть кошка». А во втором типе пособий учат: «This is a cat», и это неинтересно.
– С какого возраста лучше всего начинать обучение языку?
– Начинать можно с любого возраста, но лучше всего с пяти лет. Дело в том, что мы учим ребенка общаться, говорить, а к четырем годам не у всех детей сформирован артикуляционный аппарат, очень многие дети работают с логопедом. Дети начинают правильно оформлять звуки только к пяти годам. Занятия лучше проводить каждый день по 20 минут.
Учитель иностранного языка в детском садике, считают в МИОО, обязан не только владеть методикой обучения, но и очень хорошо знать преподаваемый язык. Знать настолько, чтобы уметь без запинки ответить любопытным ученикам на любой каверзный вопрос типа: «А как это по-английски?» Ведь бывает так, что, не дождавшись ответа или услышав от учителя нечто вроде: «Скажу в следующий раз» или «Тебе это еще рано знать», ученик теряет интерес к предмету.
Хуже всего, если в обучении языку возникает перерыв. Это происходит, когда после изучения языка в детском саду ребенок попадает в школу, где иностранный язык вводится только со второго, а иногда и с четвертого класса.
Если же на государственном уровне будет принято решение об обязательном изучении иностранного языка с первого класса, то проблема преемственности детский сад – школа в обучении языку, возможно, потребует еще большего внимания, чем сегодня.

Мария ЛУШНИКОВА

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-проекта english-polyglot.com. На страницах сайта english-polyglot.com собраны интерактивные обучающие материалы, которые позволят Вам самостоятельно выучить английский язык. Учебные материалы разработаны на основе методики Дмитрия Петрова "Полиглот" и специально предназначены для ускоренного изучения английского языка. Разбитый на 16 уроков, курс содержит текстовые и видео материалы и такие полезные инструменты, как генераторы фраз и фрагменты из фильмов, которые помогут отточить Ваши навыки перевода.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru