ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА
Согласитесь, что гуманитарное
образование начинается там, где ребенок имеет
возможность выстроить собственную жизненную
позицию в диалоге с другими, где мир культуры
становится миром его помыслов, поисков,
выстраданных истин и порой не менее выстраданных
заблуждений. В этом смысле изучение языка и
литературы, истории и экономики помогают
человеку стать «мерой всех вещей», осознать себя
не былинкой в водовороте жизни, а настоящим
созидателем. Но, к сожалению, мы часто слышим
другое: гуманитарные предметы могут объяснить
мир лишь единственно возможным способом –
«отражать плюрализм в трактовках и подаче
исторического материала» и непременно в
согласии «с единой линией оценки»(!). Выходит,
думать не надо – только учить. Мы все же
утверждаем, что простая трансляция программного
материала давно перестала работать. Что чтение
подлинников и документов – главный и
незаменимый способ исторического и
литературного образования, что работа над
развитием рефлексии наших учеников должна
превосходить обучение по алгоритму.
Мы по-прежнему верим в настоящее гуманитарное
образование.
Семерка в четвертой степени
История в... историях, рисунках и
неучебниках
С автором этой статьи мы
знакомы давно. Рустам Иванович Курбатов работает
директором одной из подмосковных школ и учителем
истории (самой, пожалуй, противоречивой из всех
гуманитарных дисциплин). Последняя из его
публикаций в нашей газете была посвящена работе
с учебником. Вернее, автор утверждал, что учебник
должен уступить место другой книге, больше
похожей на антологию подлинных исторических
документов или их пересказ в доступной для детей
форме. Но так как антология в принципе не учит – в
ней нет ни выводов, ни резюме, ни «понятий», – то
Рустам Иванович предложил назвать ее
«неучебником по истории». Но как с таким
неучебником работать?
Вместо параграфа – факты. Факты с большой буквы:
впечатляющие ребенка, вызывающие чувство
радости или сострадания. Примерно семь фактов на
урок, сколько может удержать кратковременная
память.
Семь историй за урок. Семь уроков в месяц (без
контрольной работы), семь месяцев в году (чистого
времени), семь лет на изучение истории в школе.
Сколько всего историй запоминает ребенок? Кто не
хочет считать – смотрите название статьи.
(Семерка в четвертой степени – это наглядный
образ. Мы видим ее, эту семерку в четвертом
измерении.)
Надо ли так много? Надо, потому что эти истории не
будут лежать мертвым грузом в памяти ребенка, это
живой материал для конструирования мысли –
атомы мышления, – но об этом следующий раздел
статьи.
Эта цифра не должна пугать и потому, что факты не
просто хранятся в памяти – они строго
систематизированы и правильно расставлены по
полкам и ящикам этого хранилища.
Представьте, что вы приходите в библиотеку, где
есть все книги мира, но нет каталога и книги лежат
в огромном зале без всякой системы – в порядке их
поступления. Что вы сможете найти в такой
библиотеке?
Ведь вопрос не в количестве книг, а в
правильности их хранения.
Факт – это книга в хранилище, семерка фактов
(урок) – книжная полка, семерка уроков (тема) –
шкаф, семерка тем (годовая программа) – зал
библиотеки, весь курс истории (семь лет) – отсек
хранилища.
Каждая история – на своем месте, и поэтому ее в
любой момент можно «снять с полки», то есть
вспомнить и рассказать.
Как добиться запоминания огромного фактического
материала, содержащегося в курсе истории? Есть
два решения: яркие образы и правильная
систематизация.
“Дети, нарисуйте план урока”
Учитель достает чистый альбомный лист:
«Дети, сейчас я вам покажу фокус. Видите этот
лист? Обычный, можете его потрогать (подходит к
каждому и дает потрогать). А вот мой карман
(показывает на карман пиджака). Видите – лист не
умещается (делает попытки вложить бумагу в
карман – влезает лишь кончик). А теперь закройте
глаза...» Дети закрывают глаза, учитель
складывает лист в восемь раз и опускает в карман.
«Теперь откройте – листа нет. Видите, он
поместился!» – Достает сложенный листок и
развертывает его. Взрыв хохота.
История с фокусом имеет двойной педагогический
смысл.
Во-первых, она не забывается. (За полтора года
фокус не забыл ни один человек в классе.) Это не
просто впечатление, это шок. Учитель обещал
показать фокус – и обманул. Можно уточнить
формулу запоминания: лучше всего запоминается
то, что не просто «в-печатляет» (в-печатывается в
память), а то, что «по-ражает» (в смысле сбивает с
ног одним ударом, с первого раза).
Во-вторых, история, рассказанная учителем или
прочитанная в книге, подобна листу бумаги. Лист
не помещается в голову... Чтобы история уложилась,
ее надо «свернуть» или «упаковать».
– Тогда нам надо научиться правильно
«складывать» истории!
Итак, вопрос о правильной упаковке информации.
Рассказ учителя, текст книги, фрагмент
видеофильма, показанного на уроке – одним
словом, текст, – надо сложить до одной строчки, до
двух слов, до одного слова, но самого важного,
самого яркого. Чтобы рассказать потом по этому
слову всю историю и не ошибиться.
Составление плана? Да, но не такого, от которого
сводит скулы. Это необычный план, включающий не
общее, а конкретное, не выводы, а образы, не
соображения, а картинки. Нет ничего проще
составления такого плана: надо расслабиться,
сесть поудобнее, закрыть глаза и внимательно
слушать... А потом назвать то, что видишь, и
записать двумя-тремя словами.
Секрет правильной упаковки информации –
записать, что видишь. Или – того более –
нарисовать, что видишь.
Ребенок рисует на бумаге то, о чем он услышал из
уст учителя или прочитал в учебнике (неучебнике?)
истории. Он рисует старичка, солдата, который
бросается под копыта лошади...
Опорные сигналы? Да, но с важной оговоркой.
Традиционные опорные сигналы – это рисунки
абстрактных понятий: «признаки государства»,
«формы и методы классовой борьбы», «этапы
становления цивилизации». Такие опорные сигналы
– гениальный способ запоминания, но запоминания
общего: выводов и отвлеченных идей. Наши
рисунки-пиктограммы – это способ запоминания
фактов истории, кирпичиков, сырья для мышления
ребенка.
Картинки на полях
Учебник истории: треть страницы сбоку –
поля. Это место для картинок: на полях ребенок
рисует то, что он представил, прочитав текст.
Рисует, как средневековый монах рисовал
маргиналии (буквально картинки на полях) в
переписываемой книге.
Рисует, становясь соавтором учебника или даже
единственным автором, потому что у неучебника –
сборника фактов – автора в привычном понимании
слова нет.
Рисует и тем самым запоминает прочитанное
надолго.
До какого возраста можно рисовать на полях?
Класса до седьмого-восьмого; не потому, что позже
это не имеет смысла, – просто начинается
изучение современной истории, в которой слишком
много грустных сюжетов. Старшеклассник уже не
рисует маргиналии, но это мало что меняет в его
восприятии материала, он создает картинки
мысленно: образы на бумаге становятся
мыслеобразами.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|