ПОВЕСТКА ДНЯ
Дистанционное образование:
в законе, но вне бюджета
Государственная дума приняла в первом
чтении законопроект №110819-3 «О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации “Об
образовании” и Федеральный закон “О высшем и
послевузовском образовании”» (в части
дистанционного образования). Депутаты
проголосовали почти единодушно: 399 – за, 1 –
против, что редко случается с проектами в области
образования. Вызвано это тем, что правительством
текст и сама идея закона были поддержаны. Проект
закона был внесен на рассмотрение группой
депутатов Думы и Совета Федерации Валерием
Сударенковым, Иваном Мельниковым, Олегом
Смолиным и другими.
Согласно законопроекту под
дистанционными технологиями понимаются любые
образовательные технологии, реализуемые в
основном с применением средств телекоммуникации
и информатизации. При этом дистанционное
обучение может быть комбинированным: часть
предметов изучается, допустим, с помощью
Интернета, а часть – как обычно, в классе.
Для того чтобы вести контроль за результатами
дистанционного обучения, Министерство
образования должно разработать специальный
порядок архивирования данных о таком обучении.
Кроме того, филиалы образовательного учреждения,
использующие дистанционные технологии, обязаны
будут проходить аттестацию и аккредитацию в
составе образовательного учреждения – это
важное дополнение будет внесено в ст.33
отраслевого образовательного закона. В процессе
экспертизы будет учитываться соответствие
качества образования государственным
стандартам.
Использовать дистанционные технологии сможет
каждое образовательное учреждение, а разрешение
на ведение такой деятельности ему будет давать
экспертная комиссия при выдаче общей лицензии на
право ведения образовательной деятельности.
Особенности же предметов и содержания
экспертизы будут определяться Министерством
образования России.
В п. 5 ст.1 законопроекта указывается, что решение
образовательного учреждения вести
дистанционное обучение не влечет за собой
увеличения нормативов его финансирования. Таким
образом, дистанционное образование
воспринимается исключительно как внебюджетная
деятельность.
Тем не менее, в ст. 50 Закона «Об образовании»
включается новый пункт, согласно которому
«дистанционные» учащиеся будут обладать всеми
правами и обязанностями обучающихся по данной
форме получения образования, а также правом на
получение документов об образовании наравне с
остальными учащимися данного учреждения.
Заметим, что против этого положения
законопроекта выступило Правовое управление
Госдумы, у которого предложение предоставить
«дистанционщикам» права на бесплатный проезд,
льготное питание, стипендию, общежитие вызвало
недоумение. Однако, возможно, эта статья
законопроекта еще будет переписана, так как в
официальном отзыве правительства Валентина
Матвиенко указала, что ко второму чтению в
законопроект будут внесены поправки, касающиеся
в том числе финансового обеспечения
использования дистанционных технологий.
Представляя закон от группы разработчиков и от
профильного комитета одновременно, заместитель
председателя Комитета по образованию и науке
Олег Смолин сказал, что стремительно
развивающееся в России дистанционное
образование не могло регулироваться действующим
Законом «Об образовании», рассчитанным на
классно-урочную систему. По мнению Олега Смолина,
система дистанционного образования позволит
индивидуализировать обучение, создать систему
непрерывного (и в то же время не слишком дорогого)
обучения для работающих граждан. Наконец,
дистанционное образование поможет инвалидам
получать качественное образование в домашних
условиях. Все это увеличит доступность
образования.
Закон вступит в силу со дня его официального
опубликования.
Перспективная система дистанционного
образования, безусловно, может стать основой для
серьезного изменения подходов к обучению и для
индивидуализации учебного процесса. И в этом
смысле опыт дистанционной работы должен
постепенно создать экспериментальную базу для
преподавания по индивидуальным образовательным
траекториям не только среди студентов, но и в
общеобразовательной школе – то есть для
реальной модернизации содержания образования.
Однако это может произойти только в случае, если
внимание государства к использованию
дистанционных технологий не ограничится
контролем, финансовым и содержательным.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|