ДОКУМЕНТЫ N84
Окончание.
Начало читайте, пожалуйста, в № 83
ПРИЛОЖЕНИЕ
К ПРИКАЗУ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
от 11 февраля 2002 года № 393
КОНЦЕПЦИЯ
модернизации российского образования на период
до 2010 года
3. Основные направления, этапы и меры
реализации образовательной политики
Модернизация образования – это
масштабная программа государства,
осуществляемая при активном содействии общества.
Она должна привести к достижению нового качества
российского образования, которое определяется
прежде всего его соответствием актуальным и
перспективным запросам современной жизни страны.
На первом этапе – в 2001–2003 годах предстоит в
полном объеме восстановить ответственность
государства в сфере образования. Государство
обеспечивает запуск процесса модернизации
образовательной отрасли, создавая при этом
необходимые условия для широкого участия
общества в этом процессе. Модернизация
образования разворачивается и происходит в
контексте общего современного процесса
реформирования различных сторон российской
жизни, в тесном взаимодействии с другими
реформами, одновременно являясь для них
источником обеспечения необходимого кадрового
ресурса.
На этом этапе модернизация образовательной
системы тесно связана с процессом ее
стабилизации, с выходом на минимальные
необходимые бюджетные нормативы, решением
социально значимых проблем.
Основные направления и первоочередные меры
образовательной политики этого этапа составляют:
1. Передача оплаты труда работников
общеобразовательных учреждений и обеспечение
учебного процесса на уровень субъектов
Российской Федерации и придание муниципальным
учреждениям общего образования статуса
государственного образовательного учреждения, а
также:
осуществление мер по постепенному переходу к
долевому финансированию дошкольных
образовательных учреждений и передачу в ведение
субъектов Российской Федерации финансирования и
реализации программ дошкольного образования;
разработка нормативно-правовой базы для
соучредительства образовательных учреждений
субъектами Российской Федерации и органами
местного самоуправления, в том числе
образовательных комплексов школа – детский сад.
2. Обновление содержания образования и
совершенствование механизмов контроля за его
качеством:
принятие государственных стандартов общего
образования;
организация экспериментальной апробации нового
содержания общего образования, его разгрузка,
ориентация на потребности личности и
современной жизни страны;
создание условий для введения профильного
обучения в старшей ступени общеобразовательной
школы;
формирование и приведение в действие
независимой от органов управления образованием
государственной системы аттестации и контроля
качества образования;
экспериментальная отработка форм единого
государственного экзамена.
3. Совершенствование структуры и увеличение
бюджетного финансирования образования:
обеспечение бюджетного финансирования
образования в приоритетном порядке. Ежегодное
увеличение доли бюджетных средств, в том числе в
рамках федеральных целевых программ,
направляемых на развитие образования в части
приобретения оборудования и информационных
ресурсов, повышения квалификации преподавателей,
капитальных вложений, финансирования
экспериментальных инновационных площадок;
нормативное финансирование образовательных
учреждений после экспериментальной отработки
его моделей и других организационно-экономических
механизмов, обеспечивающих эффективное
использование средств, направляемых в
образование;
ликвидация задолженностей образовательных
учреждений, накопившихся в результате
неисполнения бюджетных обязательств и
недофинансирования обязательств по платежам за
коммунальные услуги.
4. Усиление социальной направленности системы
образования:
принятие комплексных мер по борьбе с
беспризорностью, асоциальным поведением детей и
молодежи, социальным сиротством;
обеспечение адресной социальной поддержки
обучающихся из малообеспеченных семей, из числа
инвалидов, сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
создание системы государственного
образовательного кредитования, субсидирования
для расширения возможностей получения детьми из
малодоходных семей среднего и высшего
профессионального образования;
расширение доступности дошкольного образования,
с адресной поддержкой малообеспеченных семей;
разработка и реализация в рамках федеральной
целевой программы “Молодежь России”
подпрограммы “Физическое воспитание и
оздоровление детей, подростков и молодежи в
Российской Федерации (2002–2005 гг.)”.
5. Всесторонняя поддержка сельских и поселковых
школ, их приоритетная информация и обеспечение
учебным оборудованием, совершенствование их
образовательного процесса и материально-технической
базы.
6. Структурная и институциональная перестройка
профессионального образования, усиление его
ориентации на федеральный и местные рынки труда:
обеспечение приоритетной государственной
поддержки ведущих вузов, научных и творческих
школ, обеспечение интеграции академической,
вузовской и отраслевой науки;
совершенствование структуры и сети учреждений
начального и среднего профессионального
образования, развитие системы профессиональных
колледжей, актуализация содержания и повышение
качества профессиональной подготовки, ее
ориентации на потребности местных рынков труда;
развитие системы образования взрослых и
непрерывного профессионального образования,
концентрация переподготовки высвобождающегося
и незанятого населения в учреждениях начального
и среднего профессионального образования;
введение системы мер, обеспечивающих реализацию
государственных приоритетов в профессиональном
образовании (государственное задание, целевые
возвратные субсидии);
создание системы прогнозирования перспективной
потребности в квалифицированных кадрах в
разрезе профессий и специальностей,
совершенствование на этой основе формирования
государственных заданий учреждениям
профессионального образования.
7. Обеспечение экономической самостоятельности и
разнообразия форм образовательных учреждений (организаций),
инвестиционной привлекательности системы
образования путем внесения поправок в
законодательство Российской Федерации и другие
нормативные акты, стимулирование таким образом
юридических лиц и граждан, инвестирующих в
образование или оказывающих ему безвозмездную
поддержку.
8. Повышение социального статуса,
государственной поддержки и профессионального
уровня работников образования:
введение надбавок, стимулирующих высокие
результаты педагогической работы, за
продолжительность непрерывной работы в
образовательных учреждениях, а также надбавок
молодым специалистам;
на основе модернизации ЕТС подготовка к
осуществлению перехода на систему оплаты труда
педагогических работников с учетом специфики
образовательной отрасли;
совершенствование системы пенсионного
обеспечения различных категорий педагогических
работников, их медицинского и социального
страхования;
решение вопроса о предоставлении отсрочки от
призыва на действительную военную службу
молодым специалистам и педагогам на время их
работы в учреждениях общего образования, в том
числе детских домах и школах-интернатах, и
начального профессионального образования,
имеющих государственную аккредитацию;
разработка и реализация в рамках Федеральной
программы развития образования приоритетного
направления “Педагогические кадры России”;
повышение квалификации и переподготовка
педагогических и управленческих кадров по
направлениям модернизации образования за счет
средств бюджетов.
9. Принципиальное обновление системы научно-методического
обеспечения образования, перестройка
организации педагогической науки, преодоление
ее оторванности от запросов современного
общества и передовой образовательной практики,
повышение ее роли в поддержке, проектировании,
экспертизе образовательных инноваций, в
обеспечении непрерывности процессов обновления
образования.
10. Приведение нормативно-правовой базы сферы
образования в соответствие с задачами ее
модернизации.
На втором этапе, в 2004–2005 годах, предстоит в
полном масштабе реализовать изложенные ранее
меры, в частности те, которые проходили
экспериментальную проверку на первом этапе и
после оценки результатов получили поддержку,
развернуть новые модели содержания образования,
его организации и финансирования. Все это должно
быть основано на детальном анализе
регионального опыта и специфики местных условий,
должно обеспечивать достижение основных задач
модернизации образования, в первую очередь
современное качество образования и его реальную
доступность для населения.
Проведенные ранее эксперименты позволят четко
определить социальные риски новых форм и
выработать соответствующие компенсирующие
механизмы. В ходе второго этапа будет проведено
последовательное расширение ресурсного
обеспечения образования, в первую очередь со
стороны бюджетов всех уровней.
Особое значение на этом этапе приобретает
разработка механизмов управления
инновационными проектами, выстроенными с целью
реализации новых моделей в образовании. Эти
модели будут разрабатываться и внедряться с
учетом региональной специфики.
Вместе с тем на данном этапе значительно более
важную роль в развитии образования должно играть
общество: предприятия, семьи, местное
самоуправление, общественные организации. Это
будет обеспечиваться двумя факторами. Во-первых,
доходы семей и предприятий (и прямо зависящие от
них возможности местных бюджетов) позволят
существенно увеличить платежеспособный спрос на
образование, в первую очередь профессиональное,
и расширить поддержку образовательных
организаций как в форме бюджетного
финансирования, так и в виде спонсорской помощи.
Во-вторых, формирование прозрачных механизмов
управления образованием и образовательными
учреждениями сделает более эффективными
различные формы общественной поддержки и
контроля.
В целом образование будет более ориентировано на
рынок труда и требования социально-экономического
развития страны. Контракты с конечными
потребителями частично вытеснят форму
государственного задания (особенно в начальном и
среднем профессиональном образовании). Это
позволит снизить темпы роста бюджетного
финансирования профессионального образования. В
то же время бюджетное финансирование общего
образования из региональных и местных бюджетов
должно сохранять высокие темпы роста до конца
десятилетия.
Во второй половине десятилетия, в 2006–2010 годах,
должны четко обозначиться первые результаты
модернизации образования:
рост его ресурсообеспеченности в результате
эффективного перенаправления сложившихся
финансовых потоков (при этом частные средства,
поступающие в образование, могут возрасти с 1,3% до
2,5% ВВП);
реальное повышение качества общего и
профессионального образования, выход
общеобразовательной школы на уровень
современных требований и профессиональной школы
на международный уровень; на этой основе экспорт
образовательных услуг России может составить от
2 до 3 млрд долларов США;
снижение социальной напряженности в обществе,
локализация очагов социального неблагополучия в
виде детской беспризорности и преступности;
на основе повышения заработной платы работников
образования будут обеспечены рост социального
статуса и улучшение качественного состава
педагогического корпуса, в частности его
омоложение;
повышение конкурентоспособности и
инвестиционной привлекательности
профессионального образования в результате
опережающего обновления материально-технической
базы начального и среднего профессионального
образования, их адаптации к рынкам труда.
Одобряя данную Концепцию, Правительство
Российской Федерации считает, что уже в
ближайшие месяцы, в течение которых необходимо
завершить разработку обновленной
образовательной политики и механизма запуска
модернизации образования, государственные и
общественные институты страны должны
продемонстрировать решимость и
последовательность в реализации планов
модернизации российского образования на период
до 2010 года.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|