КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ДИАЛОГ ПО-ФРАНЦУЗСКИ
Поль ШАЙО,
Перевела с французского Натэла МЕСХИ
Абсолютно черное кино
Роман Поланский считает, что зло
всемогуще потому, что управляет самыми обычными
людьми – нашими соседями
Фильм Романа
Поланского «Пианист» удостоен «Золотой
пальмовой ветви» только что завершившегося
Каннского фестиваля.
Но еще до того, как был объявлен вердикт жюри,
корреспондент «Эвенман дю жур» Поль Шайо
встретился с классиком, приехавшим в Канны для
получения приза, и взял у него интервью по поводу
его старого фильма «Ребенок Розмари». Именно это
кино принято считать первым мистическим
триллером второй половины ХХ столетия и одним из
главных кинохитов минувшего века.
– Скажите, господин Поланский, вы
сами человек суеверный?
– Не более чем обыкновенный обыватель. Я не
люблю, когда меня хвалят прилюдно, и все время
норовлю постучать по дереву. Мне не нравятся
черные машины с номерами, содержащими три
шестерки. Но зато я абсолютно равнодушен к черным
котам, перебегающим дорогу. У меня вот уже долгие
годы живет черный кот. Чернейший. Как мрак за
окном. Без единого намека на беленький волосок.
Вы задали мне этот вопрос в связи с «Ребенком
Розмари»?
– Да, наверное.
– Это неправомерно. «Ребенок Розмари» – сюжет,
далекий от суеверий. Вернее, суеверия в сравнении
с темой фильма – детская игра. Я снял кино про то,
насколько мы зависимы от сил зла. Не от суеверий
– не от разбитого зеркала или просыпанной соли. А
от совершенно материальных вещей. И мы не можем
им противостоять, даже если рассыплем чеснок по
всей квартире. И запрем двери. Зло всемогуще,
потому что оно управляет совершенно обычными
людьми – нашими соседями по дому. Нашими
сослуживцами, от которых мы не шарахаемся и с
которыми не прочь выпить чашечку кофе. И они
затягивают нас в сети, потворствуя нашим
слабостям и мерзостям. А если разобраться, то мы
порой в себе любим и холим именно мерзости.
– Гуманный вывод из долгих лет общения с
человечеством и работы в кино, господин
Поланский!
– Он верный. Я же и к себе это отношу. Просто
общаясь с людьми нравственными и чистыми, как
Розмари, не хочется демонстрировать свои глубины
и признаваться самому себе, что ты тщеславен,
амбициозен, завистлив. Иногда, живя бок о бок с
людьми вроде моей героини, даже исправляешься. И
становишься лучше, добропорядочнее. Но стоит
посмотреть в твою сторону черному глазу – и все.
Знаете, мой любимый анекдот: психиатр спрашивает
пациента: «Скажите, и давно вас мучают кошмары?
«Больной отвечает: «Что вы, доктор, они меня не
мучают, я ими наслаждаюсь!» Вот он эпиграф к
«Ребенку Розмари».
– Таким образом, панацеи от зла нет?
– Положено отвечать: есть – добро. Но зло
искушеннее. Оно не в состоянии очернить только
очень независимую натуру, которая начисто лишена
привязанностей и слабостей. Вы знаете мать,
которая ради ребенка не пожелала бы отречься от
чего угодно? Даже во имя добра?
– Наверное, такие матери есть, но они –
плохие. И значит, разговор об их добродетели не
состоится.
– Я думаю, что меня можно упрекнуть в некой
высокопарности, но пока что за всю историю
человечества был только один случай, когда
ребенок был послан на заклание во имя всех
остальных детей человеческих. Я не стану
называть этот сюжет.
– Пожалуй, не стоит. Он известнее других.
– И, повторяю, единственный. Во всех других
случаях зло всемогуще.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|