Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ

Ольга СТЕПАНЬКОВА
ст. Динская,
Красноярский край

Оценку нашим поискам всегда выносят дети...

Беседуя со своими коллегами, бывая на их уроках, замечаю, что по обычной методике ведения – закрепления и контроля – уже никто не работает. У каждого свои авторизованные программы, свой опыт. И это хорошо. Школа развивается. Так и должно быть.
Опытный педагог имеет свою интересную методику, только знают о ней совсем немногие: очень нелегко выкроить время для самообобщения, да и учителя в большинстве своем народ скромный. Ну знают в школе: в район материал представят, и все остается на местном уровне. У нас очень много таких учителей. Именно на них сейчас и держится провинциальная школа.
Творчески работающему учителю ничего не мешает. Он просто не может работать иначе. Хороший учитель развивается вместе со своими учениками. Если детям нравится то, что он делает, то, как правило, его поддерживают и родители. Но это только в том случае, если все эти поиски не идут во вред ученикам.
Хочется здесь высказаться мне как родителю. У меня трое детей. И все прошли через ряд экспериментов, которые меня как родителя совсем не устраивали. К стыду своему, должна признаться, что, несмотря на то что высказывала свое мнение открыто, изменить что-то мне не удалось. Оставалось только одно – хоть как-то оберегать детей и сглаживать острые моменты. Так было, когда на базе класса, в котором училась дочка, открыли математический класс. Математика в таком объеме была не нужна, а уходить из десятого, когда девять лет она проучилась в одном коллективе, просто не захотела. Мучилась два года.
С сыновьями было еще хуже. После третьего решили всех будущих пятиклассников разделить по способностям. В “А” – самых способных, в “Б” – тех, кто учился на “4” и “5”, в “В” – троечников, в “Г” – всех остальных. Наверное, этот эксперимент был не только в нашей школе, а спущен сверху. В результате одного из близнецов определяли в класс “А”, другого – в “Б”. В итоге после долгих споров и дискуссий я отдала их обоих в класс “В”. Сколько всего выслушала!
Сейчас мои сыновья заканчивают институт, но об этом эксперименте вспоминают часто, особенно тот, кого определяли в класс “Б”. Обида осталась.
Я против таких экспериментов. Но как родитель в то время я ничего не смогла сделать.
Однако на моей практике было и очень много хорошего. Я была свидетелем прекрасных результатов педагогических поисков. Хочется заметить только одно. Инициатива никогда не должна спускаться сверху, а исходить снизу. То, что навязывается, никогда не приносит желаемых результатов.
Обычно оценку нам и нашим экспериментам выносят дети, прошедшие через этот “педагогический поиск”. Иногда слышать эту оценку неприятно, но полезно. Иначе можно очень далеко зайти.
Только сотрудничество может дать положительные результаты.
Экспериментировать над детьми, исходя только из собственных интересов, преступно! И каждый хороший и здравомыслящий учитель это понимает.

Нельзя не согласиться: по обычным методикам сегодня никто не работает. Почти все учителя изобретают нечто свое, ведь педагогика стоит где-то на грани между наукой и искусством. И чужим методом работы с детьми, пожалуй, не овладеть – так же как нельзя перенять перо Пушкина или кисть Пикассо. Рано или поздно каждый учитель начинает пробовать, искать, и совсем не обязательно при этом называться новатором. Тогда как отказ от поиска себя, своего стиля работы губителен для педагога. И еще: можно ли приказать учителю внедрять новые методы обучения, проводить задуманный кем-то эксперимент? Конечно, нельзя. Но тогда сотрудничество должно строиться не только в школе, на уроках, а на всех уровнях образовательной системы. Возможно ли это?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru