ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО
МНЕНИЯ
Н.А.КОСТИНИКОВ,
заслуженный учитель РФ,
директор МОУ «Гимназия № 8»
г. Сочи
Как приглядеться к собственным
урокам?
Утверждение, что в традиционной
массовой школе ничего нового найти нельзя, на мой
взгляд, ошибочно. Оно основано на том, что за
последние годы в стране возникло и расширяется
инновационное движение, оттеснив традиционные
школы на второй план. Чтобы найти там нечто новое,
необходим глубокий анализ.
В стране изменился общественный строй,
изменились учебный план и программы. У детей иные
ориентиры, интересы.
По моему убеждению, просто снизилось внимание к
обычной школе, а если глубоко изучить ее работу,
будут обнаружены многие находки и в обучении, и в
воспитании.
Практика показывает, что переход к анализу
собственной педагогической деятельности – это
очень серьезный шаг вперед в развитии учителя.
Меня как директора гимназии и педагогический
коллектив, работающий в среднем и старшем звене,
многие годы волновал вопрос техники чтения
выпускников начальной школы. И только после того
как учителя 1–4 классов систематически стали
анализировать свою работу на уроках, положение
изменилось в лучшую сторону.
Учителя своими вводными беседами, постановкой
вопросов, подведением итогов забирали большую
часть урока, а в результате дети читали всего
лишь несколько минут. Анализ собственной работы
натолкнул на мысль искать новые приемы, методы
работы.
Наша гимназия – федеральная экспериментальная
площадка. Первоначально наши лекции, открытые
уроки, заседания кафедр не давали желаемого
результата. Но постепенно учителя стали
анализировать свои уроки, внеклассные занятия с
позиций темы исследования, и картина изменилась.
Сегодня подавляющее большинство включились в
работу федеральной площадки. Конечно, анализ
собственной педагогической деятельности
требует и времени, и нервного напряжения, но все
это окупается результатами работы.
За многие годы работы директором школы я
убедился, что самое слабое звено в подготовке
учителя, а особенно директора школы, – это
технология, методика преподавания. Для
начинающего учителя необходимы курсы
«Технология труда учителя», школоведение,
приближенное к жизни школы. Необходимо увеличить
время на педагогическую практику.
В пединститутах, университетах хорошо бы с
первого курса закреплять студентов за классами
базовых школ, чтобы в течение пяти лет они
работали вместе с классными руководителями.
Нельзя не согласиться с автором письма
– активное вхождение в исследовательскую
деятельность, особенно если она ведется всем
коллективом, подводит учителей к более
глубокому, полному анализу своей работы. И здесь
важно, что приходится не только думать о своей
работе, но и объясняться с коллегами, отстаивать
собственную точку зрения. А как же научить этому
будущих педагогов? Даже если мы “закрепим”
студентов за классами, изменится ли их понимание
себя, станут ли будущие педагоги критически
относиться к своей работе? Не получится ли так,
что эта задача (одна из самых сложных!) всегда
будет лежать на плечах администрации школ?! Ведь
в педагогических вузах так мало этому учат! Часто
даже дипломную работу писать не обязательно,
будто считается, что учитель должен только знать
и совсем не обязательно учить его думать...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|