Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ХОД КОНЕМ

Ольга ДАШКОВСКАЯ

К эксперименту готовы? Нет?
Что ж его теперь, отменять, что ли?

На совместном заседании коллегии Министерства образования и президиума РАО обсуждался ход эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Эксперимент стартовал в сентябре прошлого года почти в двух тысячах школ 76 регионов. В эксперименте участвовали 178 тысяч учащихся 1 и 10 классов.
Предполагается преподавание информатики и иностранных языков начиная со 2 класса и введение профильного обучения на старшей ступени.
В пилотных школах апробируются новые учебники, новые методики и технологии обучения в рамках трех вариантов экспериментальных базисных учебных планов, которые были утверждены в 2000 году.
Общие расходы на эксперимент по линии Федеральной программы развития образования в прошлом году составили 139,5 млн рублей.
Существенная доля затрат была связана с комплексным мониторингом, который должен был выявить готовность к эксперименту пилотных школ, учащихся, а также проанализировать тот социальный фон, на котором реализуются предложенные министерством инновации.
Исследование оказалось зеркалом, в котором отразились разнообразные проблемы в сфере образования.

Дети: утомленные школой

40% учащихся 10 классов имеют слабый уровень базовой подготовки по алгебре и более половины опрошенных затрудняются в анализе научно-популярных текстов, а также текстов делового и публицистического стиля, предложенных в работе по русскому языку. Как показали тесты по обществознанию, только около трети десятиклассников способны оценивать социальные факты и явления.
Не лучшим образом обстоят дела и у начинающих: 10% первоклассников будут испытывать значительные трудности в освоении программы из-за слабой подготовки к школе. На Крайнем Севере показатели колеблются от 13 до 28%.
В значительной мере эти печальные данные объясняются перегрузками, несоблюдением режима дня, плохим питанием, гиподинамией: 78–90% своего времени школьники проводят за компьютером, уроками и телеэкраном, а в воскресные дни частота и продолжительность просмотра телепередач во всех регионах среди учащихся всех обследованных классов возрастает в 1,5–2,3 раза.
45–65% старшеклассников начинают учебный день с крайне низкой умственной работоспособностью со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Оценка состояния здоровья учащихся пилотных школ Крайнего Севера показала, что от 1 к 10 классу в два раза увеличивается число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, заболеваниями слуха и зрения. Особую тревогу вызывает возрастание в пять раз числа детей с заболеваниями эндокринной системы и в два раза – с заболеванием туберкулезом.

Учителя: инновации из-под палки

«Эксперимент всколыхнул регионы», – убеждена руководитель Центра оценки качества образования ИОСО РАО Г. Ковалева, которая вместе с тем признает, что осуществление реформы всей своей тяжестью ложится на педагогов. Их нагрузка в связи с включением в эксперимент резко возрастает. Кстати, как выяснилось из последующих выступлений, во многом «благодаря» мониторингу. Дело в том, что учителям пилотных школ приходится заполнять большое количество анкет, которые по сложности ректор Российской академии повышения квалификации работников образования Эдуард Никитин сравнил с диссертациями, задавшись при этом провокационным (или риторическим?) вопросом: работают ли эти анкеты на эксперимент или на... самих разработчиков, собирающих материал для своих докторских и кандидатских за государственный счет?
А что получают учителя кроме дополнительной головной боли? В некоторых регионах и школах ввели небольшие надбавки для учителей, участвующих в эксперименте, но они порой не превышают 100–300 рублей. Профильный комитет Госдумы намерен в ближайшее время обсудить вопрос об увеличении финансирования Федеральной программы развития образования в 2003 году с целью стимулировать деятельность школ и педагогов.
Пока же социальный фон инновационной деятельности остается тяжелым – во многом из-за того, что в 70% случаев решение об участии школ в эксперименте было принято административно, без согласования с педагогическим коллективом.

Управленцы: административный ресурс на излете

Вместе с тем, по свидетельству Э.Никитина, заведующие районо, переподготовка которых началась на базе академии, «модернизацию понимают в общем виде, а сущность эксперимента, его механизмы и результаты не понимают вовсе». А ведь эти люди призваны руководить работой...
Вообще уровень организации эксперимента не выдерживает никакой критики.
Учебники поступили в пилотные школы с большим опозданием, а в некоторые не поступили вовсе.
Третий, наиболее инновационный вариант эспериментального БУПа не обеспечен научно-методическими материалами.
В прошлом году не удалось достичь и реальной разгрузки содержания образования.
Не готовы новые учебники и программы для 5 и 7 классов, в связи с чем их включение в эксперимент признано нецелесообразным.
Тревогу вызывает и крайне низкий уровень компьютеризации пилотных школ, перед которыми поставлена задача внедрения информационных технологий в учебный процесс.
В следующем году в эксперименте планируется участие более 113 тыс. учащихся 2 и 11 классов из 1734 школ. При этом каждой школе рекомендуется выбрать только то направление деятельности, в котором у нее накоплен определенный опыт и имеется достаточная материально-техническая база.
Директор Московского института развития образовательных систем А.Абрамов считает, что локализация эксперимента – знак того, что вскоре он будет остановлен, а сегодня пока еще достаточно административного и финансового ресурса для того, чтобы продолжать эту политику, которая стала возможной «благодаря порочному стилю принятия решений ограниченным контингентом, игнорирующим и общественное мнение, и профессиональное сообщество».
...Согласно данным мониторинга 92% родителей заинтересованы в том, чтобы учитывались индивидуальные особенности детей, чтобы они чувствовали себя в школе комфортно... но при этом треть опрошенных сомневаются в эффективном решении этих проблем.
Увы, устранить эти сомнения административно-командными методами не удастся.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru