ХОД КОНЕМ
К эксперименту готовы? Нет?
Что ж его теперь, отменять, что ли?
На совместном заседании коллегии
Министерства образования и президиума РАО
обсуждался ход эксперимента по
совершенствованию структуры и содержания общего
образования.
Эксперимент стартовал в сентябре
прошлого года почти в двух тысячах школ 76
регионов. В эксперименте участвовали 178 тысяч
учащихся 1 и 10 классов.
Предполагается преподавание информатики и
иностранных языков начиная со 2 класса и введение
профильного обучения на старшей ступени.
В пилотных школах апробируются новые учебники,
новые методики и технологии обучения в рамках
трех вариантов экспериментальных базисных
учебных планов, которые были утверждены в 2000
году.
Общие расходы на эксперимент по линии
Федеральной программы развития образования в
прошлом году составили 139,5 млн рублей.
Существенная доля затрат была связана с
комплексным мониторингом, который должен был
выявить готовность к эксперименту пилотных школ,
учащихся, а также проанализировать тот
социальный фон, на котором реализуются
предложенные министерством инновации.
Исследование оказалось зеркалом, в котором
отразились разнообразные проблемы в сфере
образования.
Дети: утомленные школой
40% учащихся 10 классов имеют слабый
уровень базовой подготовки по алгебре и более
половины опрошенных затрудняются в анализе
научно-популярных текстов, а также текстов
делового и публицистического стиля,
предложенных в работе по русскому языку. Как
показали тесты по обществознанию, только около
трети десятиклассников способны оценивать
социальные факты и явления.
Не лучшим образом обстоят дела и у начинающих: 10%
первоклассников будут испытывать значительные
трудности в освоении программы из-за слабой
подготовки к школе. На Крайнем Севере показатели
колеблются от 13 до 28%.
В значительной мере эти печальные данные
объясняются перегрузками, несоблюдением режима
дня, плохим питанием, гиподинамией: 78–90% своего
времени школьники проводят за компьютером,
уроками и телеэкраном, а в воскресные дни частота
и продолжительность просмотра телепередач во
всех регионах среди учащихся всех обследованных
классов возрастает в 1,5–2,3 раза.
45–65% старшеклассников начинают учебный день с
крайне низкой умственной работоспособностью со
всеми вытекающими отсюда последствиями.
Оценка состояния здоровья учащихся пилотных
школ Крайнего Севера показала, что от 1 к 10 классу
в два раза увеличивается число детей с
заболеваниями сердечно-сосудистой системы,
желудочно-кишечного тракта, заболеваниями слуха
и зрения. Особую тревогу вызывает возрастание в
пять раз числа детей с заболеваниями эндокринной
системы и в два раза – с заболеванием
туберкулезом.
Учителя: инновации из-под палки
«Эксперимент всколыхнул регионы», –
убеждена руководитель Центра оценки качества
образования ИОСО РАО Г. Ковалева, которая вместе
с тем признает, что осуществление реформы всей
своей тяжестью ложится на педагогов. Их нагрузка
в связи с включением в эксперимент резко
возрастает. Кстати, как выяснилось из
последующих выступлений, во многом «благодаря»
мониторингу. Дело в том, что учителям пилотных
школ приходится заполнять большое количество
анкет, которые по сложности ректор Российской
академии повышения квалификации работников
образования Эдуард Никитин сравнил с
диссертациями, задавшись при этом
провокационным (или риторическим?) вопросом:
работают ли эти анкеты на эксперимент или на...
самих разработчиков, собирающих материал для
своих докторских и кандидатских за
государственный счет?
А что получают учителя кроме дополнительной
головной боли? В некоторых регионах и школах
ввели небольшие надбавки для учителей,
участвующих в эксперименте, но они порой не
превышают 100–300 рублей. Профильный комитет
Госдумы намерен в ближайшее время обсудить
вопрос об увеличении финансирования Федеральной
программы развития образования в 2003 году с целью
стимулировать деятельность школ и педагогов.
Пока же социальный фон инновационной
деятельности остается тяжелым – во многом из-за
того, что в 70% случаев решение об участии школ в
эксперименте было принято административно, без
согласования с педагогическим коллективом.
Управленцы: административный ресурс на
излете
Вместе с тем, по свидетельству
Э.Никитина, заведующие районо, переподготовка
которых началась на базе академии, «модернизацию
понимают в общем виде, а сущность эксперимента,
его механизмы и результаты не понимают вовсе». А
ведь эти люди призваны руководить работой...
Вообще уровень организации эксперимента не
выдерживает никакой критики.
Учебники поступили в пилотные школы с большим
опозданием, а в некоторые не поступили вовсе.
Третий, наиболее инновационный вариант
эспериментального БУПа не обеспечен
научно-методическими материалами.
В прошлом году не удалось достичь и реальной
разгрузки содержания образования.
Не готовы новые учебники и программы для 5 и 7
классов, в связи с чем их включение в эксперимент
признано нецелесообразным.
Тревогу вызывает и крайне низкий уровень
компьютеризации пилотных школ, перед которыми
поставлена задача внедрения информационных
технологий в учебный процесс.
В следующем году в эксперименте планируется
участие более 113 тыс. учащихся 2 и 11 классов из 1734
школ. При этом каждой школе рекомендуется
выбрать только то направление деятельности, в
котором у нее накоплен определенный опыт и
имеется достаточная материально-техническая
база.
Директор Московского института развития
образовательных систем А.Абрамов считает, что
локализация эксперимента – знак того, что вскоре
он будет остановлен, а сегодня пока еще
достаточно административного и финансового
ресурса для того, чтобы продолжать эту политику,
которая стала возможной «благодаря порочному
стилю принятия решений ограниченным
контингентом, игнорирующим и общественное
мнение, и профессиональное сообщество».
...Согласно данным мониторинга 92% родителей
заинтересованы в том, чтобы учитывались
индивидуальные особенности детей, чтобы они
чувствовали себя в школе комфортно... но при этом
треть опрошенных сомневаются в эффективном
решении этих проблем.
Увы, устранить эти сомнения
административно-командными методами не удастся.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|