ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
...А для детей самостоятельность должна
быть в каждой мелочи школьной жизни!
В гостях у школы
Добираться далековато – автобус кружит по
поселковым дорогам, открывая нехитрые тайны
подмосковной весны. Гостя встречают вековой
парк, скворечник, причудливое строение бывшей
дворянской усадьбы. В частной школе
п. Свердловка верят: «По красоте грез своих
займешь место в этом мире» – и не стесняются
мечтать, грезить, а главное, воплощать свои мечты
и грезы о счастливой и умной школе.
Каждая учебная неделя завершается Большим
кругом, на котором звучат голоса детей и
взрослых. Что было хорошо и интересно, в чем ты
изменился, в чем тебе требуется помощь – каждый
имеет право на свое слово. На Большом круге
родилась и идея лаборатории, места, где
востребованы творчество, поиск, может быть,
профессиональное самоопределение.
Луковица – это плод?
Время работы всех лабораторий (два раза по одному
часу в неделю) совпадает. Каждому приходится
делать выбор, куда пойти. Проблем с дисциплиной
нет.
Начинающие журналисты выпускают газету о школе,
осваивая профессии корреспондента, редактора,
художника. Дело здесь найдется каждому
независимо от способностей. Даже самому
непослушному мальчишке бэджик корреспондента не
только придаст вес в глазах окружающих, но и
добавит уверенности, ответственности,
тщательности в сборе материала.
Занятий кукольным театром ожидают с нетерпением,
так же как и оригами. Оживить куклу или кусок
бумаги – это ли не чудо? Шестиклассник Рома
Фомин, руководитель двух групп «бумажной
скульптуры», сам составляет учебные планы,
следит за готовностью малышей. Разновозрастное
сотрудничество – основной принцип лабораторий,
которые объединяют людей, занятых делом,
независимо от возраста. Но, конечно, случай Ромы
– особый.
Естественно-научная лаборатория привлекает
ребят-исследователей. При выдвижении и проверке
гипотез в разновозрастных группах фантазию и
интеллектуальную отвагу младших дополняет
взвешенный подход учеников средней школы. Самым
веским доказательством служат результаты
наблюдений и экспериментов. Вопрос о том,
является ли луковица плодом, решали четыре
группы: опираясь на понятие плода, анализировали
срезы луковицы под микроскопом.
– Мы ее разрезали, а семян-то нет! – захлебываясь,
рассказывал потом маме взъерошенный
второклассник.
Смотри в глаза партнеру!
Все лаборатории планируют представить свои
успехи на общей конференции в мае. Общешкольные
дела и сборы, помимо Большого круга, – здесь не
редкость. Событием всегда становятся
собственные спектакли. Подготовка к ним
начинается задолго до репетиций, со специальных
занятий, где можно стать сказочным героем,
стирающей девочкой или крылом птицы.
Класс, который в прошлом году жил драками и
слезами, благодаря работе наставника и театра
стал дружным коллективом раскованных,
отзывчивых и внимательных друг к другу ребят.
Не только учить, но и корректировать
эмоциональные, волевые нарушения считают важным
и педагоги, работающие по системе Монтессори.
Сейчас они занимаются с группой
ребят-дошкольников от 2,5 до 6 лет. Однако, считают
они, кабинет Монтессори-материалов должен быть
открыт для ребят всех возрастов: недоигравшие
здесь доиграют, уставшие отдохнут,
любознательные расширят опыт, мыслители
подтвердят свои догадки.
Учишься один или в группе – ты приобщаешься к
культуре человечества и, взрослея, неизбежно
столкнешься с вопросами, которые задал молодому
Шопенгауэру ночной кладбищенский сторож:
– Кто ты? Откуда ты? Куда ты идешь?
Собираясь вместе, ребята сталкиваются с
различиями в вере, убеждениях, индивидуальных
ценностях. Приближение Масленицы поставило их
перед вопросом о том, как вести себя в этот день
православному человеку. Праздник осуждается
церковью. Отказаться от него?
После обсуждения поняли: каждый имеет право
отмечать свои праздники, и всем требуется
терпимость.
Обучать – интенсивно
Для занятий английским языком в начальной школе
смешанные по возрасту группы (их шесть) выделены
по уровню языковой подготовки. Учитель – Наталья
Анатольевна Шорохова – поразит вас изяществом и
очарованием настоящей леди. На ее уроках царит
атмосфера увлекательного, разнообразного
учебного труда. Самая сильная группа отмечена в
книге Британского совета за повышенный уровень
усвоения программы Cambridge English for School. Самая слабая
– дружно тянет руки на вопрос учителя и не спешит
покинуть класс после звонка.
Дифференциация в обучении позволяет решить и
проблему, связанную с размытыми границами
возраста поступления в школу. Не секрет, что
первоклассниками по разным причинам сегодня
становятся дети от 5,5 до 7,5–8 лет. Здесь они
начинают учиться вместе, а к концу сентября
впервые разделяются на группы, сориентированные
на разную глубину и интенсивность обучения (не
ниже образовательного стандарта). К январю
становится ясно, кто из поступивших остается в
первом классе, а кто присоединяется ко второму,
сразу или после дополнительных занятий. Цель
таких перемещений – обеспечить каждому ребенку
максимальный темп освоения учебного материала.
Экстерната в школе вообще не боятся, но пока
соблюдают правило: возрастной разрыв внутри
одного класса, во избежание проблем социальной
адаптации, не должен превышать двух лет.
На пути интенсивного обучения случались и
казусы. Однажды благодаря ему школа... потеряла
целый класс. Родители детей, начавших обучение по
коррекционным программам, через два года забыли
о статусе класса и предъявили претензии к
качеству обучения. В результате конфликта
учебная группа была расформирована, а некоторые
ребята из нее теперь успешно обучаются в
гимназии.
Учиться в школе приходится и учителям. Принять их
такими, какие они есть, – секрет начала
совместной работы. Допустимость разных форм
обучения позволяет каждому учителю найти путь
профессиональной реализации. А работа в
педмастерской, на семинарах и тренингах помогает
повысить свое мастерство.
Чайник в кепке
Между уроками, экспериментальными занятиями в
системе «теория – тренинг – практика», между
репетициями, поездками в бассейн, сборами
лабораторий вас ожидает уютная столовая, где на
столах разместились полные комплекты обеденных
приборов и забавные чайники с нарисованными на
них человеческими рожицами.
– Дети уже начали пользоваться ножами, – говорит
завуч Елена Андреевна. – А сколько усилий мы
приложили, чтобы приучить их к тому, что на столе
стоит сахарница и можно самому решить, насколько
сладким сделать чай!
Оказывается, обучающая среда – это не только
учебные пособия, интернет-ресурсы и
сообразительные сверстники, но и интерьер,
столовые приборы, улыбка повара.
...Отъезжая от главного здания школы, я еще раз
оглядываюсь на прожитый день: вот малышка Эммина
впервые ловит маленький, по ладошке, мячик и
говорит: «Мой хороший», вот перепачкавшиеся в
земле счастливцы с гордостью показывают ростки
«своих» цветов, вот ватага ребят,
переговариваясь, отправляется «на лабораторию».
Эта школа новее и лучше, чем зашоренная школа
моего детства.
Эта школа давно знакома: коммунары, Сухомлинский,
Френе, Корчак и многие другие уже рассказали, как
в школе жить и учиться.
– Добро пожаловать в настоящую школу!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|