Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

...А для детей самостоятельность должна быть в каждой мелочи школьной жизни!

В гостях у школы

Добираться далековато – автобус кружит по поселковым дорогам, открывая нехитрые тайны подмосковной весны. Гостя встречают вековой парк, скворечник, причудливое строение бывшей дворянской усадьбы. В частной школе
п. Свердловка верят: «По красоте грез своих займешь место в этом мире» – и не стесняются мечтать, грезить, а главное, воплощать свои мечты и грезы о счастливой и умной школе.
Каждая учебная неделя завершается Большим кругом, на котором звучат голоса детей и взрослых. Что было хорошо и интересно, в чем ты изменился, в чем тебе требуется помощь – каждый имеет право на свое слово. На Большом круге родилась и идея лаборатории, места, где востребованы творчество, поиск, может быть, профессиональное самоопределение.

Луковица – это плод?

Время работы всех лабораторий (два раза по одному часу в неделю) совпадает. Каждому приходится делать выбор, куда пойти. Проблем с дисциплиной нет.
Начинающие журналисты выпускают газету о школе, осваивая профессии корреспондента, редактора, художника. Дело здесь найдется каждому независимо от способностей. Даже самому непослушному мальчишке бэджик корреспондента не только придаст вес в глазах окружающих, но и добавит уверенности, ответственности, тщательности в сборе материала.
Занятий кукольным театром ожидают с нетерпением, так же как и оригами. Оживить куклу или кусок бумаги – это ли не чудо? Шестиклассник Рома Фомин, руководитель двух групп «бумажной скульптуры», сам составляет учебные планы, следит за готовностью малышей. Разновозрастное сотрудничество – основной принцип лабораторий, которые объединяют людей, занятых делом, независимо от возраста. Но, конечно, случай Ромы – особый.
Естественно-научная лаборатория привлекает ребят-исследователей. При выдвижении и проверке гипотез в разновозрастных группах фантазию и интеллектуальную отвагу младших дополняет взвешенный подход учеников средней школы. Самым веским доказательством служат результаты наблюдений и экспериментов. Вопрос о том, является ли луковица плодом, решали четыре группы: опираясь на понятие плода, анализировали срезы луковицы под микроскопом.
– Мы ее разрезали, а семян-то нет! – захлебываясь, рассказывал потом маме взъерошенный второклассник.

Смотри в глаза партнеру!

Все лаборатории планируют представить свои успехи на общей конференции в мае. Общешкольные дела и сборы, помимо Большого круга, – здесь не редкость. Событием всегда становятся собственные спектакли. Подготовка к ним начинается задолго до репетиций, со специальных занятий, где можно стать сказочным героем, стирающей девочкой или крылом птицы.
Класс, который в прошлом году жил драками и слезами, благодаря работе наставника и театра стал дружным коллективом раскованных, отзывчивых и внимательных друг к другу ребят.
Не только учить, но и корректировать эмоциональные, волевые нарушения считают важным и педагоги, работающие по системе Монтессори. Сейчас они занимаются с группой ребят-дошкольников от 2,5 до 6 лет. Однако, считают они, кабинет Монтессори-материалов должен быть открыт для ребят всех возрастов: недоигравшие здесь доиграют, уставшие отдохнут, любознательные расширят опыт, мыслители подтвердят свои догадки.
Учишься один или в группе – ты приобщаешься к культуре человечества и, взрослея, неизбежно столкнешься с вопросами, которые задал молодому Шопенгауэру ночной кладбищенский сторож:
– Кто ты? Откуда ты? Куда ты идешь?
Собираясь вместе, ребята сталкиваются с различиями в вере, убеждениях, индивидуальных ценностях. Приближение Масленицы поставило их перед вопросом о том, как вести себя в этот день православному человеку. Праздник осуждается церковью. Отказаться от него?
После обсуждения поняли: каждый имеет право отмечать свои праздники, и всем требуется терпимость.

Обучать – интенсивно

Для занятий английским языком в начальной школе смешанные по возрасту группы (их шесть) выделены по уровню языковой подготовки. Учитель – Наталья Анатольевна Шорохова – поразит вас изяществом и очарованием настоящей леди. На ее уроках царит атмосфера увлекательного, разнообразного учебного труда. Самая сильная группа отмечена в книге Британского совета за повышенный уровень усвоения программы Cambridge English for School. Самая слабая – дружно тянет руки на вопрос учителя и не спешит покинуть класс после звонка.
Дифференциация в обучении позволяет решить и проблему, связанную с размытыми границами возраста поступления в школу. Не секрет, что первоклассниками по разным причинам сегодня становятся дети от 5,5 до 7,5–8 лет. Здесь они начинают учиться вместе, а к концу сентября впервые разделяются на группы, сориентированные на разную глубину и интенсивность обучения (не ниже образовательного стандарта). К январю становится ясно, кто из поступивших остается в первом классе, а кто присоединяется ко второму, сразу или после дополнительных занятий. Цель таких перемещений – обеспечить каждому ребенку максимальный темп освоения учебного материала. Экстерната в школе вообще не боятся, но пока соблюдают правило: возрастной разрыв внутри одного класса, во избежание проблем социальной адаптации, не должен превышать двух лет.
На пути интенсивного обучения случались и казусы. Однажды благодаря ему школа... потеряла целый класс. Родители детей, начавших обучение по коррекционным программам, через два года забыли о статусе класса и предъявили претензии к качеству обучения. В результате конфликта учебная группа была расформирована, а некоторые ребята из нее теперь успешно обучаются в гимназии.
Учиться в школе приходится и учителям. Принять их такими, какие они есть, – секрет начала совместной работы. Допустимость разных форм обучения позволяет каждому учителю найти путь профессиональной реализации. А работа в педмастерской, на семинарах и тренингах помогает повысить свое мастерство.

Чайник в кепке

Между уроками, экспериментальными занятиями в системе «теория – тренинг – практика», между репетициями, поездками в бассейн, сборами лабораторий вас ожидает уютная столовая, где на столах разместились полные комплекты обеденных приборов и забавные чайники с нарисованными на них человеческими рожицами.
– Дети уже начали пользоваться ножами, – говорит завуч Елена Андреевна. – А сколько усилий мы приложили, чтобы приучить их к тому, что на столе стоит сахарница и можно самому решить, насколько сладким сделать чай!
Оказывается, обучающая среда – это не только учебные пособия, интернет-ресурсы и сообразительные сверстники, но и интерьер, столовые приборы, улыбка повара.
...Отъезжая от главного здания школы, я еще раз оглядываюсь на прожитый день: вот малышка Эммина впервые ловит маленький, по ладошке, мячик и говорит: «Мой хороший», вот перепачкавшиеся в земле счастливцы с гордостью показывают ростки «своих» цветов, вот ватага ребят, переговариваясь, отправляется «на лабораторию».
Эта школа новее и лучше, чем зашоренная школа моего детства.
Эта школа давно знакома: коммунары, Сухомлинский, Френе, Корчак и многие другие уже рассказали, как в школе жить и учиться.
– Добро пожаловать в настоящую школу!

Овена КОРСУНОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



 

Рейтинг@Mail.ru