ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Самостоятельность? Она в твоих руках
Разговор с директором этой школы,
Натальей Ивановной Крюковой, начался со слов:
– К частным школам многие относятся несерьезно.
Раньше интересовались: «Как вы там, еще не
развалились?».
Теперь говорят: «Ну, вам же хорошо, вам платят, вы
деньги берете!»
Но, создавая свою школу, я понимала: она получит
не деньги, а оплачиваемый образовательный заказ.
И чтобы оправдать себя, будет вынуждена гибко на
него реагировать.
Нам многое пришлось изменить в организации
обучения по сравнению с обычной школой. Впрочем,
приезжайте к нам в поселок Свердловка – сами
увидите.
К частным школам многие относятся
несерьезно. Раньше интересовались:
– Как вы там, еще не развалились?
Теперь говорят:
– Ну вам же хорошо, вам платят, вы деньги берете!
Но про частную школу надо понимать: она получает
не деньги, а оплачиваемый образовательный заказ.
Чтобы оправдать себя, вынуждена гибко на него
реагировать.
Наши дети, начиная с первого класса, обучаются
работать по маршрутным листам. Выбор маршрутного
листа одновременно как средства педагогической
организации учения и средства самостоятельного
учения не случаен. Большинство наших учителей с
трудом обеспечивают индивидуальный темп
движения ребенка в учении. Часто учитель задает
заведомо низкий темп. Это делает урок
непродуктивным. Большие объемы учебной работы
остаются на дом и составляют не 30% объема урока
(норма СанПиНов), а 100–150%. Дома ребенок
оказывается один на один с учебным материалом и,
не умея самостоятельно учиться, приходит на
следующий урок неподготовленным или обращается
к репетитору, который... повторяет ту же модель
(учит ребенка сам, но не учит его учиться
самостоятельно). Мы искали решение и нашли его в
разработке многоуровневых маршрутных листов по
основным предметам.
Но маршрутный лист не решает проблемы
объективной итоговой оценки учебного труда.
Во-первых, разные дети фактически оцениваются за
разное. Например, при фронтальном опросе вопросы
не равнозначны по содержанию и объему
предполагаемого ответа. Кто-то из детей получает
отметки за письменные работы, а кто-то – за
устные.
Второй недостаток – отсутствие объективных,
проговоренных критериев оценки: дети о них не
знают, учитель в голове не держит. Пример –
обучение детей разным видам письменных работ.
Требования размыты, и освоить написание
сочинения, или анализ стихотворного текста, или
реферирование как технологию дети не могут. Но,
например, и большая часть учителей гуманитарного
цикла затрудняется грамотно написать реферат,
составить к нему тезисы, провести оппонирование.
Учитель сам не знает, как правильно сделать то,
чему он хочет научить ребенка, и оценивает
детские работы интуитивно, по принципу «нравится
– не нравится».
Чтобы преодолеть эти недостатки, в марте мы
начали эксперимент по использованию
индивидуальных листов «Отметка в твоих руках».
Прежде всего мы отказались от разделения
учебного процесса на две части, как это обычно
принято в школах полного дня (уроки и
самоподготовка). Мы его разделили на теорию,
тренинги и практику, которые организуются и
происходят отдельно, в разное время и в разных
местах, а иногда и с разными педагогами. На
«теории» ребенок должен получить блок
информации (знаний) и образец умений, которые
надо освоить. «Теория» может быть организована
учителем в любой форме (урок, лекция, работа с
компьютерной программой, показ). Здесь же ученик
получает лист «Отметка в твоих руках» с перечнем
всех видов работ (12–18), за которые надо получить
отметки по данной теме (перечень общий для всех
детей). На «тренинг» он приходит для отработки
умений и навыков. «Тренинг» проводится в
специальных зонах (зона естественных наук, зона
математики, зона английского языка), где можно
получить помощь куратора или
учителя-предметника, который за эту зону
отвечает. Возраст приходящих учеников не важен,
благодаря листу каждый знает, какие упражнения
он должен выполнить и за что получить отметки.
После прохождения тренинга всех ожидает
«практика» – исследовательские и творческие
работы, требующие письменного оформления.
По окончании темы один учитель берет лист
«Отметка...» на проверку. Он видит: есть дети,
которые не собрали всех отметок, не выполнили
всех работ (у Вовы не решены задачи, Петя не
заполнил контурные карты, Вася не провел
лабораторную работу). Есть дети, которые хотят
повысить уже выставленную отметку. Все они
приглашаются на специальный зачет по этой теме. А
остальные сразу получают итоговую отметку,
исходя из набранных баллов.
В целом получается, что педагогическая
организация и контроль детского учения через
лист «Отметка...» обязательно предполагают
самоорганизацию и самоконтроль со стороны
ребенка, степень которых можно варьировать.
Наши дети являются не только активными
участниками эксперимента, но и его экспертами. Мы
им сказали, что они пионеры, первопроходцы в
таком способе учения и нам будет важен их анализ
того, что произошло.
Уже сейчас ребята с гордостью отмечают, что
контролируют свою отметку, могут ее изменить:
насобирав троек, пойти на зачет и исправить
положение, причем не играть с учителем в лотерею,
а закрыть именно те позиции, которые
недостаточны.
Информационные технологии занимают важное место
на всех этапах нашего обучения. На «теории»
компьютер играет роль источника информации,
расширяет границы времени и пространства
учебной среды. В «тренингах» становится
советчиком и проверяющим (интерактивные тесты).
Во время «практики» ученик может принять участие
в интернет-проектах, создать собственную
обучающую программу. Классно-урочная система,
может быть, хороша, пока мы другого ничего не
знаем. А нам следует помнить: чтобы образование
наших детей было качественным с точки зрения
имеющегося социального заказа, образовательный
процесс должен быть инновационным. А инновации
не носят разового характера, это перманентный
процесс, и мы готовы к бесконечному построению
эффективной школы.
Наталья КРЮКОВА,
директор школы
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|