Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

НЕЗАДАННАЯ ТЕМА

Вряд ли кто-нибудь станет возражать, что совершенное владение родным языком, умение легко и точно выразить в устном рассказе или в письменном тексте свои мысли и переживания есть признак хорошего образования человека, его развитого интеллекта. Вероятно, именно поэтому выпускной школьный экзамен под названием «сочинение» принято ставить первым в ряду других, и считается он одним из самых сложных. У каждого учителя словесности свой способ подготовки учеников к этому экзамену. Кто-то предлагает сконцентрироваться на употреблении запятых и словарных слов. (Уж лучше пишите простыми предложениями и старайтесь обойтись без орфограмм!)
Кто-то советует выучить больше расхожих цитат. (Нынче в моде что-нибудь из зарубежного, особенно восточного, Булгаков, Набоков и, как обычно, поэты Серебряного века!) А кто-то делает упор на стилистическую сторону будущего сочинения, понимая, что некое мировоззренческое отношение к тексту у выпускников уже сформировано и в срочном порядке тут вряд ли можно что-то сделать.
Надо сказать, что эта последняя позиция учителя наиболее трепетна. Ведь именно в рефлексивном сочинении ученика учитель может видеть итог своей собственной гуманитарной работы с ним, реально ощутить свое влияние. Пусть мы не всегда говорим об этом волнении вслух, но про себя знаем, что не столько ошибки в сочинениях выпускников огорчают нас, сколько частая незрелость, несамостоятельность их мышления, невнятность и наивность рассуждений, формальные высказывания. Мы понимаем, что владение русским языком, который почти ежедневно с нашей помощью изучался в течение десяти лет школьной жизни, сегодня, 1 июня, в день экзаменационного сочинения, становится не только мерилом интеллекта целого поколения, но и (как же это ответственно!) итогом нашей профессиональной работы.
Мы желаем вам, учителя-словесники, удачной проверки выпускных экзаменационных сочинений. Хотелось бы видеть вас счастливыми и гордыми за свою работу. Не сомневаемся, что вы сегодня выпускаете в самостоятельную жизнь прекрасных учеников.

За эту работу нелепо ставить оценки...

И все-таки ей нужно научиться!

Сочинение я никогда не воспринимала как бедствие (в отличие от контрольной по физике или геометрии). У нас перед выпуском была замечательная учительница литературы Нелла Сергеевна Студинская. Она умудрилась всего за два года объяснить про жанр школьного сочинения какие-то главные вещи: сначала обязательно составить подробный план, чтобы сразу в голове была ясность, а не куда кривая вывезет; а уж когда пишешь, все время поглядывай на тему сочинения: не утащило ли тебя в сторону? Коротко и ясно. Да и способности кое-какие были. Поэтому сочинения писались легко.
К одиннадцатому классу стала писать не только себе, но и двум-трем подружкам, да еще на выбор: на тройку, четверку или пятерку. Был в этом потаенный кураж: не все же учителям меня проверять и корить-журить-понукать. Когда поймешь правила игры, чего от тебя ждут, перестаешь быть объектом контроля.
Поэтому экзаменационное сочинение тоже не было испытанием. Боялась, конечно, ошибок наделать. Особенно глупо было делать вид, что все цитаты помнишь наизусть, – на самом-то деле родители таскали книжки туда-сюда, как шпионы.
Вообще экзамены (школьные) здорово похожи на игру. Учителя до девяти часов первого июня притворяются строгими и бескомпромиссными. А на экзамене волнуются чуть ли не больше ученика, переживают – это ведь результат их работы. Хотя что может добавить десятиминутный ответ или одно сочинение? Ты ж его знаешь как облупленного...
Как учитель, строящий образование на детских текстах, письменных и устных, самой большой проблемой считаю оценивание сочинений. В начальной школе, к счастью, никаких сочинений не положено. Для меня важно, чтобы ребята учились писать буквы, слова, предложения не просто так, по обязанности, а чтобы рассказать о себе, увидеть что-то интересное и описать так, как никто до тебя. Ставить отметку за это было бы просто дико.
В старших классах жанр сочинения традиционно предполагает что-то среднее между изложением и экзаменом по литературе: нужно связно изложить литературоведческую статью или рецензию. Много ли среди выпускников будущих литературоведов? Им, может, и пригодится, а у всех остальных, по-моему, только охоту отобьет возвращаться к классике. Другое дело, если в обществе будет снова востребована способность бойко повторять общие места и фразы, которых от тебя ожидают.
С другой стороны, необходимо учить ребят грамотно, красиво и понятно излагать свои мысли (свои, а не только автора учебника). Вопрос в том, как эти попытки оценивать.
Я никогда не решусь поставить отметку на листах с такими текстами...

Когда у меня хорошее настроение, то хочется, чтобы у всех вокруг было такое же. А когда плохое, хочется, чтоб тогда была хотя бы хорошая погода.
Я люблю наблюдать за поведением людей. Тогда у меня возникают вопросы: почему одним живется лучше, чем другим? Почему многие люди несправедливы, не замечая этого? Почему время проходит так быстро?..
Одно из моих желаний: чтобы было побольше счастливых людей и никто не расставался с теми, кто ему дорог.

Алла Гуркало, 7 класс, 97 г.

Солнце. Над поляной стоит легкая дымка. Кусты над дорожкой смыкаются, и я иду по янтарно-желтому туннелю. Сквозь просветы в листьях пробиваются лучи солнца.
Вдруг я вышел на маленькую полянку, в центре которой возвышался здоровенный коренастый дуб, побуревший от осени. Глядя на него, я вдруг понял, что эта осень никогда больше не повторится – и эта, и каждая осень особенная. Поэтому каждую осень надо встретить, увидеть и почувствовать по-своему.

Гриша Куценко, 6 класс, 95 г.

Я дубовый лист. Упал с ветки в озеро. Днем там шумно, а ночью холодно. Но вот меня зацепила удочка, и я попал в ведро с рыбами, которые шумели, щекотались и дрались. Потом нас положили над углями, а я попал в костер и дымом полетел вверх. Высоко надо мной плыли белые облака. Я хотел долететь до солнца, но не долетел. Рассеялся.

Маша Полковникова, 3 класс, 02 г.

Я – солнце, веселое, золотое и видящее все! Я единственное на свете. Но мне скучно: то облако-овечка проплывет и проблеет, что дождь начнется скоро, а за ним облако-паровоз пыхтит-торопится в Африку.

Маша Орлова, 3 класс, 02 г.

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



 

Рейтинг@Mail.ru