НЕЗАДАННАЯ ТЕМА
Вряд ли кто-нибудь станет возражать, что
совершенное владение родным языком, умение легко
и точно выразить в устном рассказе или в
письменном тексте свои мысли и переживания есть
признак хорошего образования человека, его
развитого интеллекта. Вероятно, именно поэтому
выпускной школьный экзамен под названием
«сочинение» принято ставить первым в ряду
других, и считается он одним из самых сложных. У
каждого учителя словесности свой способ
подготовки учеников к этому экзамену. Кто-то
предлагает сконцентрироваться на употреблении
запятых и словарных слов. (Уж лучше пишите
простыми предложениями и старайтесь обойтись
без орфограмм!)
Кто-то советует выучить больше расхожих цитат.
(Нынче в моде что-нибудь из зарубежного, особенно
восточного, Булгаков, Набоков и, как обычно, поэты
Серебряного века!) А кто-то делает упор на
стилистическую сторону будущего сочинения,
понимая, что некое мировоззренческое отношение к
тексту у выпускников уже сформировано и в
срочном порядке тут вряд ли можно что-то сделать.
Надо сказать, что эта последняя позиция учителя
наиболее трепетна. Ведь именно в рефлексивном
сочинении ученика учитель может видеть итог
своей собственной гуманитарной работы с ним,
реально ощутить свое влияние. Пусть мы не всегда
говорим об этом волнении вслух, но про себя знаем,
что не столько ошибки в сочинениях выпускников
огорчают нас, сколько частая незрелость,
несамостоятельность их мышления, невнятность и
наивность рассуждений, формальные высказывания.
Мы понимаем, что владение русским языком, который
почти ежедневно с нашей помощью изучался в
течение десяти лет школьной жизни, сегодня, 1
июня, в день экзаменационного сочинения,
становится не только мерилом интеллекта целого
поколения, но и (как же это ответственно!) итогом
нашей профессиональной работы.
Мы желаем вам, учителя-словесники, удачной
проверки выпускных экзаменационных сочинений.
Хотелось бы видеть вас счастливыми и гордыми за
свою работу. Не сомневаемся, что вы сегодня
выпускаете в самостоятельную жизнь прекрасных
учеников.
...Но об этом я не могу написать
Выпускники уже знают, что им предложат
экзаменаторы.
И опасаются они не коварных тем, а... нашего
непонимания
В этом году выпускники будут писать
сочинения, заранее зная темы. Газета “Первое
сентября” уже публиковала их список. Из 9
комплектов тем нашим 11-классникам придется
выбрать одну.
Мы решили поговорить с выпускниками, узнать их
предэкзаменационное настроение, а также, какие
темы для них наиболее привлекательны, а какие
неинтересны?
В комплекте 9 под номером 1 есть очень
хорошая тема: “Чацкий и Молчалин как
герои-антиподы”. А вообще мне нравятся темы,
связанные с творчеством Пушкина, Тургенева,
Гоголя, – литературы XVIII–XIX веков.
Не хотел бы, чтобы выпала тема по материалу
литературы ХХ века. Во-первых, мы его лишь мельком
изучаем в школе. И к тому же многие произведения
ХХ века для меня настолько неоднозначны, что по
отношению к ним сложно определить свою позицию,
как того требует сочинение. В чем-то я согласен с
Солженицыным, в чем-то нет, но если я так напишу,
то получится уже не сочинение, а рассуждение.
Иногда я обсуждаю литературные произведения с
родителями, и у нас не возникают споры о том, как
относиться, предположим, к “Ревизору” Гоголя, а
вот по поводу романов Солженицына мы спорим, и
довольно горячо.
У учителя тоже есть своя позиция. Если наши
взгляды не совпадут, это может задеть
преподавателя, и моя оценка будет ниже.
Михаил Иванов,
ученик 11 “Б” школы № 1017
Мне хотелось бы писать сочинение на
тему, где требуется сравнить Чацкого и Молчалина.
Это знакомый материал, я хорошо изучила его,
когда готовилась к устному экзамену по
литературе, “репетиционное” сочинение тоже
писала на эту тему.
Просматривая комплекты сочинений, я увидела, что
там много свободных тем, которые можно связать с
произведениями писателей XIX века, а также
творчеством Булгакова и Довлатова, которых я
люблю.
Не хотелось бы анализировать роман Толстого
“Война и мир”, не хочу писать сочинение по
произведениям Достоевского, так как мне не
нравится творчество этих классиков русской
литературы.
Галя Шавард,
ученица 11 класса школы № 734
Хочу написать сочинение на тему “Я
бесценных слов мот и транжир”.
Мне нравится творчество Маяковского, как и
других поэтов Серебряного века: Ахматовой,
Цветаевой, Блока. Нравится еще и потому, что об их
творчестве можно написать что-то свое. О них еще
не так много писали критики, как, например, о
романе Пушкина “Евгений Онегин”. Кажется, в этом
романе каждый отрывок издерган и выжат.
Чего не хочу? Только бы не Лермонтов и не Толстой.
Не потому, что я не напишу сочинение по их
произведениям, напишу, но это будет официальная
точка зрения, а не моя.
У меня уже есть печальный опыт высказывания
собственных взглядов в сочинении. После
подготовительных занятий на курсах Медицинской
академии я писала сочинение по роману “Горе от
ума”. И там нелестно отозвалась о Софье и Чацком.
Так вот, абзацы со спорными мыслями были
перечеркнуты.
Там еще была тема: “Можно ли назвать судьбу
Андрея Болконского счастливой”. Половина
абитуриентов написали, что да, можно, другая
половина – что нельзя. В итоге у тех, кто посчитал
Болконского несчастливым, оказалось много
перечеркнутых кусков текста, и оценки они
получили ниже.
Преподаватели академии нам сказали прямо: есть
классические произведения и устоявшаяся точка
зрения, от которой вы отходить не должны. А свои
мысли будете излагать, когда станете
профессорами.
На экзамене постаралась бы уйти от общих тем,
таких как “Проблема самосознания в творчестве
писателей второй половины XIX века”.
Об этом трудно писать. Слишком велик объем
материала, причем не только художественного.
Тема основывается на идеях русского философа
Соловьева, и надо быть хорошо знакомым с его
книгами.
Не люблю литературоведческие темы. Там надо быть
профессионалом.
Скажем, в сочинении требуется сравнить Печорина
и Грушницкого или Молчалина и Чацкого. Кто-то
скажет, что они похожи, другой – что это антиподы.
Напишут две страницы сравнительного анализа,
тот, кто будет писать подробно, вплоть до цвета
носков у героя, сможет написать три страницы.
Дальше в таких сочинениях обычно переходят к
изложению роли героев в композиционном
построении романа. А где композиция – там
пересказ текста, это еще несколько страниц. После
чего вывод по поводу сходства или различия
героев выглядит как-то искусственно, натянуто.
В комплектах 30 тем по Толстому. Зачем они нужны?
Спишут же все. Я три раза прочла “Войну и мир”, но
мне не было интересно, особенно скучны два
последних тома. Мне не нравится, что Толстой не
ценит личную инициативу, он все сводит к действию
массы. А Болконский, мне кажется, был несчастлив
потому, что его захватывала “роевая сила” толпы,
а он противился ей. Но в сочинении я не могу так
написать. Это совсем не похоже на устоявшееся
мнение.
А про Маяковского могу написать свои мысли, и
никто мне не скажет, что есть классическая точка
зрения. Я бы стала размышлять: почему талантливый
поэт, прекрасно умевший обращаться со словом,
говорит, что он “Бесценных слов мот и транжир”. Я
думаю, для него читатель является как бы
собеседником, которого он хочет вызвать на спор.
При чтении этих строк у меня возникает желание
протестовать: “Да что вы, как вы можете?!”.
Оля Дралова,
ученица 11 “Б” школы № 1017
С учениками 11 классов беседовал
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|