НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Защищает только свобода
Сегодня главной угрозой детству
становятся наш взрослый технологический мир и
его индустрия потребления
Двадцать первое столетие только
началось, но уже сейчас можно полагать, что
человек не выдерживает испытания прогрессом и
взрослые не способны защитить детей от жестоких
ударов той новой реальности, которую они
невольно создали.
Перед школой и учителями возникла пока
неразрешимая задача – научить ребенка
защищаться от цивилизационного прессинга, от
информационной, техногенной, идеологической
агрессии. Испытанные и ставшие такими привычными
средства защиты уже не срабатывают.
Жертв этой агрессии становится все больше.
А что же школа? Проиграла и готова к капитуляции?
Надежды на смену вех не оправдались
Мы так ждали пришествия XXI века, считая,
что приход нового измерения принесет и новую
школьную жизнь! Накануне, в середине 80-х и в 90-х
годах, ожидания и надежды на перемены были
связаны со школой XXI века. И все проекты, новые
концепции и планы обновления образования должны
были обязательно осуществиться в новом веке. Мы
верили, что и понятие детства наполнится новым
смыслом...
Казалось абсолютно невозможным, просто
недопустимым, что в новом веке детство останется
прежним – таким же беззащитным и уязвимым, каким
оно было раньше.
После ужасных жертв, которые человечество
принесло в ХХ веке, после Первой мировой войны,
казалось, люди обрели опыт, который заставит их
защищать детей. И действительно, затем произошло
медленное формирование (в Европе и Америке)
государственной системы поддержки детства –
например, становление обязательного школьного
образования – и возникла надежда на то, что
цивилизация может обеспечить детству хотя бы
покой.
Но Вторая мировая война перечеркнула эти надежды,
и снова полилась детская кровь, и понадобилось
полвека, чтобы государства смогли вернуться к
обсуждению детства как одной из основных проблем.
Возникли международные и правительственные
организации и довольно крупные фонды, проблема
детства приобрела характер политический и
экономический. Государства как бы соревнуются
между собой – у кого детство защищеннее. Америка
и Западная Европа могут позволить себе
длительные сроки школьного обучения, богатым
странам по карману содержать в школе и 18–19-летних
юношей и девушек, там существует огромная сеть
программ поддержки детства – от финансирования
обучения малоимущих до развития спорта,
увлечения музыкой, особенно поддержки инвалидов
и детей с проблемами.
Казалось бы, западная цивилизация показывает
всем остальным эффективные примеры общественной
поддержки детства.
И все же, и все же – не проходит и месяца, чтобы из
самых благополучных мест не пришла информация о
том, что школьник застрелил своих товарищей, или
маньяк ворвался в школу, или прогремел взрыв,
жертвой которого стали дети.
Испытание цивилизацией, технические прорывы,
научные достижения, помноженные на противоречия
мира взрослых, оказываются мощнее, чем слабые
попытки правительств и школ защитить детство.
Уже не злой умысел отдельных жестокосердных
негодяев, описанных Чарлзом Диккенсом или
Достоевским, заставляющих детей тяжко трудиться
и страдать от издевательств и побоев, а индустрия
новой цивилизации заставляет целые поколения
детей жить по правилам захватывающего насилия и
увлекательной жестокости.
Мир добра и ненасилия самим детям в XXI веке
кажется непривлекательным и скучным, а учителя –
безнадежно отсталыми ископаемыми, хранителями
устаревших идей и идеалов, которые выглядят
смешно и нелепо по сравнению с последними
образцами.
Как будто на экране вселенского компьютера
высветилась надпись: «Программа гуманизма
совершила недопустимую ошибку и будет закрыта. В
случае повторения ошибки обратитесь к
разработчикам».
И экран гаснет…
Браконьеры детства
19-летний юноша, который застрелил своих
товарищей и учителей в гимназии имени
Гуттенберга в Эрфурте, по свидетельству многих,
увлекался компьютерными играми и постепенно
стал жить по их законам.
Подросток, убивший в конце мая в Красноярске мать
и старшего брата топором, сделал все это по
сценарию того фильма ужасов, который он смотрел,
по свидетельству своих товарищей, раз 50.
Журналисты утверждают, что отдельные фразы из
фильма он аккуратно записывал в блокнот. Учился?..
Мы становимся безучастными свидетелями того, как
сознание детей делается жертвой беспощадных
машинных форм насилия и развращения. Ужас и боль
превращаются в увлечение и страсть. Они
становятся мотивом и потребностью. И никакие
уговоры добропорядочных учительниц, никакое
морализаторство родителей не могут стать
тормозом для страстного желания наших детей
самореализоваться, осуществить свою потребность
– стать частью этой высокотехнологичной,
современной, сверхчеловечной цивилизации.
Индустрия потребностей стала суперэффективной
образовательной системой, но в отличие от
формальных образовательных институтов эта
индустрия в высшей степени притягательна и
захватывает ребенка всего без остатка.
По аналогии с массовой культурой, если понимать
под ней упрощенные образцы искусства, которые не
требуют для своего восприятия никакой душевной
работы, я бы ввел понятие массовая цивилизация –
упрощенные образцы научно-технических
достижений, которые безраздельно принадлежат
подросткам, потому что без всякого труда
включают их в мир технического прогресса.
Элементарный алгоритм примитивных действий
позволяет ребенку стать наравне с нобелевским
лауреатом, на основе открытий которого создан и
используется компьютерный диск. Не имея ни
малейшего представления об открытиях
Гейзенберга или Шредингера, о соотношении
неопределенностей в уравнениях квантовой
механики, подросток тем не менее может легко и
бездумно стать частью той цивилизации, которая
на этих достижениях человеческой мысли
построена.
Но эта сверхсовременная цивилизация привлекает
его самыми древними простейшими и низменными
мотивами и потребностями. Подчинить себе,
властвовать, иметь, убить… Можно стать
Наполеоном за несколько минут, и для этого вовсе
не нужно не только брать Тулон, не нужно даже
убивать процентщицу, не нужно вообще иметь дело с
живыми людьми. Достаточно сесть в интернет-кафе
за столик, взять банку пива и быстро-быстро
манипулировать кнопками на кей-борде или ловко
орудовать джойстиком. И все – ты Наполеон. Ты
сильнее всех. Ты – на вершине.
Жаль только, что никто, кроме тебя и глупой машины,
об этом не знает. А так хочется…
Драма учителя или папы с мамой состоит в том, что,
для того чтобы стать в глазах ребенка не менее
авторитетными, нежели эти плоды «массовой
цивилизации», им нужно быть наравне с
Гейзенбергом или Шредингером. Педагогика, если
она еще не умерла в момент ухода ребенка из школы
в интернет-кафе, может защитить своих учеников
только пользуясь открытиями, равноценными тем,
на которых строится эта самая «массовая
цивилизация».
Это, кстати говоря, понимал великий педагог Антон
Макаренко, у которого дети, воры и убийцы, были
вовлечены в супертехнологичное производство
того времени. Макаренко сделал это гениальное
открытие, своего рода «квантовую педагогику»,
соединив потребность подростка стать частью
нового мира и необходимость возвращения этого
подростка в нормальную человеческую жизнь.
Сегодня можно сколько угодно спорить о том, был
или не был Макаренко истинным гуманистом, – это
вопрос терминологии, с моей точки зрения, но то,
что ему удалось в глазах детей встать наравне с
титанами современной цивилизации, – безусловно.
Защита свободой
Если относиться к защите детства не
конъюнктурно, не по-чиновничьи, не для
мероприятий, то основной проблемой этой защиты
является вопрос современных способов удержания
детей в образовании. Не в учреждении, а в
институте действительно цивилизованного
влияния на детство. Сегодня мы проигрываем
«массовой цивилизации» в первую очередь тем, что
школа-учреждение построена на искоренении
свободы, а “массовая цивилизация” с ее фильмами
и компьютерными играми предлагает очень
правдоподобную иллюзию… не просто свободы, а
тотальной вседозволенности. Ну кто же из детей
откажется?
Ну какой нормальный ребенок вместо манящей
свободы выберет казарму с навязчивой дидактикой
наперевес?
Симон Соловейчик утверждал, что воспитание может
строиться исключительно на свободе ребенка.
И для меня защита свободой от насилия «массовой
цивилизации» – единственно возможная
эффективная защита.
А отстраивание еще более мощных бастионов
несвободы ребенка – будь то законы о
стандартизации, или жесткий регламент школьной
жизни, или суровая милитаризация, или навязчивый
императив религиозности, – все это как раз и
вынуждает ребенка выбирать свободу.
Двигаясь в этом направлении, мы добьемся только
одного – массовой эмиграции детей из школы в
другие – неформальные, но очень эффективные
институты образования.
…XXI век оказался новой угрозой детству, гораздо
более мощной и беспощадной, чем все предыдущие. И
надо честно признаться, что к защите ребенка от
этой угрозы мы оказались не готовы.
Начинается век беззащитного детства?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|