ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Новые книги
ВОЗВРАЩЕНИЕ
ДЕТСТВА. Коллектив авторов. – М.: Городской центр
«Дети улиц», Знание, 2000
В унифицированной системе образования, которая
господствовала на территории СССР,
нестандартные дети часто воспринимались
как «нарушители спокойствия». И школа всеми
правдами
и неправдами старалась избавиться от них,
подводя их под единые жесткие нормы и правила.
Это относилось и к тем, кому задачи средней школы
были слишком легкими, а потому неинтересными,
и к тем, для кого они были слишком трудны и потому
тоже неинтересны. «Середнячки» по всем предметам
тоже страдали: это дети с нераскрытыми
способностями – своего рода «лица
без определенных занятий».
Наконец-то взрослые признали в ребенке личность,
всерьез отнеслись к детскому мышлению и
творчеству. Ведь целые полторы сотни лет многие
вторили В.Г.Белинскому, который считал мозг
ребенка «чистой доской», на которой можно
написать все, что угодно. Еще предстоит осмыслить
открытие XX века: ребенок – суверенная личность
со всеми ее правами и обязанностями. Кроме того,
особенности нынешнего молодого поколения носят
не столько возрастной, сколько генерационный
характер.
Книга «Возвращение детства» – о трудных детях, о
методах и технологиях, которые помогают
их обучать и воспитывать. Традиционная
педагогика не желала иметь дело с ними: трудными,
«неудобными», одаренными детьми, с детьми группы
риска. Книга написана людьми, которые и желают,
и могут работать с трудными детьми. Авторы пишут,
что когда треть почти каждой школы составляют
«проблемные дети» – дети с нарушениями
психического развития, отклонениями в поведении,
которых тоже надо учить, воспитывать,
детоцентризм должен стать содержанием новой
педагогики.
Не «обучаемая школьная масса», а живой отдельный
ребенок со всеми его особенностями перемещается
в центр внимания.
Книга посвящена в основном детям улиц, среди
которых есть и больные, и травмированные в семье,
и одаренные, но непонятые. Названия разделов
сразу ориентируют читателя: «Родительская
школа», «Нестандартные дети», «Что такое
жестокое обращение с детьми», «Как уберечь
ребенка от «белой смерти»», и т.д. Учителя,
психологи Московского городского центра «Дети
улиц» рассказывают о своем опыте работы в
«неотложках»: о профилактике безнадзорности,
наркомании, защите прав ребенка, помощи детям
«группы риска» и тем, кто попал в сложную
жизненную ситуацию.
Каждый раздел книги заканчивается
психологическими тестами, практическими
рекомендациями, а в ее конце приводятся списки
московских центров помощи детям,
Информационно-консультационных центров, лицеев
и гимназий для одаренных детей и «Телефоны
доверия».
Эта книга – энциклопедия детских проблем,
справочник для учителей и родителей, основа для
размышлений и исследований
психологов-педагогов.
Е.П.ВАРЛАМОВА,
С.Ю.СТЕПАНОВ. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ УНИКАЛЬНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА.
– М.: Институт психологии РАН, 2002
Творчество – уникальный и загадочный процесс, в
котором рождается новое, которое после создания
живет своей особой жизнью, независимой от творца.
В творчестве важны дерзновение, превозможение
себя, стремление к новому.
Творческая уникальность – это особый феномен в
жизненном пути человека, это такие качества его
индивидуальности, которые формируются именно в
процессе и результате его собственных усилий.
Поэтому творческая уникальность – это основа
истинной неповторимости человека. Именно в ходе
решения творческой задачи под названием «жизнь»
созидается творческая уникальность человека.
В книге творческая уникальность человека
выделяется как особый предмет психологического
исследования, предлагается методика изучения
событийности его жизненного пути. Авторы пишут,
что стихийное творчество свойственно в основном
детям. Дети отличаются от взрослых тем, что
каждый момент жизни обладает для них большей
значимостью, неповторимостью, в их жизни
существенно больше уникальных событий, чем в
жизни взрослых. А творческий человек вне
зависимости от возраста смотрит на мир глазами
ребенка и допускает возможность невозможного, не
поддается общественным стереотипам восприятия
мира.
«Человек принципиально бессмертен», – пишут
Е.П.Варламова и С.Ю.Степанов. – Чем бы он ни
занимался – рожал и воспитывал детей, общался с
друзьями, работал, творил... Человек – дитя не
только природы и своих родителей, но и всей
человеческой истории. Каждая личность неизбежно
воплощает в себе творческий потенциал прошлого и
настоящего цивилизации и продолжает себя в ее
настоящем и будущем. Это обременяет каждого
человека особой ответственностью независимо от
степени осознанности этого факта. У человека
совсем нет выбора: быть или не быть бессмертным. В
этом контексте жизненный путь человека
становится его творческой площадкой, на которой
он сам строит корабль своей жизни и своего
движения к бессмертию... В любой момент времени с
помощью творческого усилия он может изменить сам
себя. Кроме того, главное в человеке не
творческий потенциал, а творческие усилия,
которые дают возможность его бесконечно
увеличивать.
Абсолютно не важно, в какой именно точке своего
жизненного пути человек находится в данный
момент – в точке успеха или неудачи, счастья или
несчастья, смысла или бессмыслицы. Главное – где
он видит себя завтра, в каком направлении своей
жизненной траектории он решил двигаться, каковы
его цели, мечты, замыслы.
В семи приложениях авторы предлагают задания по
рефлексивной самодиагностике, помогающие
выявить взгляды, интересы, особенности судьбы,
тип жизненной ориентации и сформулировать свою
творческую задачу.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|