ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА
Ольга ХУХЛАЕВА,
психолог школы “Премьер”
Загадка про меня
Как научить ребенка чувству
психологического равновесия
Детская народная мудрость с сожалением
признает, что взрослые гораздо дольше и
эмоциональнее ругают за одну “двойку”, чем
хвалили бы за три “пятерки”. Когда мы сводим
воспитание преимущественно к осуждению и
распеканию, то привлекаем внимание ребенка к его
недостаткам, и он привыкает думать о себе как о
непослушном, неаккуратном, невнимательном... А
чтобы не быть в собственных глазах хуже всех,
начинает выискивать эти не... не... не... в приятелях
и одноклассниках. Что может сделать взрослый для
того, чтобы дети видели и реально оценивали в
себе и других хорошие и плохие качества,
рассказывает психолог.
Для психологического здоровья любого
человека, а особенно ребенка, важно прежде всего
умение принимать себя и другого целиком, со всеми
достоинствами и недостатками.
Но, к сожалению, взрослые чаще всего обращают
внимание на недостатки и неудачи детей.
А занятия в начальных классах нашей школы
нацелены на то, чтобы ребенок осознавал свои
лучшие качества.
Вот типичное упражнение: я загадываю какое-то
качество, которое мне нравится в ребенке.
Посмотрю на него, а он должен догадаться, какое
качество я задумала. Если ребенок не
догадывается, прошу класс помочь нам. И ребята
будут говорить:
– Наверное, вы загадали честность...
А я отвечу:
– Да, он честный, но я не честность загадала...
Мне важно, чтобы в нашем разговоре прозвучало
много положительных качеств этого человека.
Второе необходимое для психологической
устойчивости качество – умение осознавать свои
чувства, причины и последствия своего поведения.
Иначе говоря, способность к саморефлексии.
Тренировка этой способности происходит у нас
постоянно. Мне особенно симпатично упражнение
“Цыганка”.
Ведущий надевает платок и превращается в
цыганку, которая предлагает детям погадать.
Ребята по очереди обращаются к цыганке со
словами: цыганка, цыганка, погадай мне, расскажи,
какой я.
Это очень важно: расскажи, какой я. Через такие
рассказы ребята сами начинают задумываться:
какой я есть?
Ведущий держит за спиной стопку карточек с
написанными на них светлыми качествами людей.
Вытаскивает любую карточку и предъявляет
ребенку со словами: правильно ли я нагадал?
Ребенок может сомневаться, отказываться от
качества.
И тут перед ведущим стоит двоякая задача: с одной
стороны, поддержать размышления ребенка о том,
какой он на самом деле, а с другой – убедить его,
что это качество у него присутствует.
В первый раз игру веду я, а потом выступают сами
дети. И уже они должны доказать, что в
однокласснике есть именно это хорошее качество.
Когда ребята сыграют несколько раз, выясняется,
что хорошие черты есть в каждом человеке.
Еще одно упражнение на развитие рефлексии –
“Чужие рассказы”. Ученику даются рассказы
других детей о себе и предлагается определить:
кто из авторов себя хорошо знает, а кто нет?
Откуда взялись эти рассказы? Из реальных
высказываний детей: “У меня не очень хороший
характер: когда что-то бывает не так, я надуваюсь
как мышь на крупу”, “Я не знаю, какая я по
характеру, но когда меня обзывают, я тоже могу
обозвать”, “Я не могу быть хорошим, потому не
умею дружить”. Ребята обсуждают чужие рассказы и
делают вывод, что знает себя хорошо тот человек,
который осознает и достоинства, и недостатки.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|