Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Ярмарка для робинзонов

Новые педагогические технологии помогут раскрыться талантам и в школе, и даже... на необитаемом острове!

О таких технологиях открытого образования, как Развитие критического мышления через чтение и письмо и Дебаты, мы вам уже рассказывали, но лишь применительно к тому, как их можно использовать на уроках. А 18 мая в Подмосковье прошла ярмарка-презентация самых разных образовательных учреждений, использующих эти технологии в педагогической практике.
Учителя и управленцы, пройдя годичные курсы в Центре образовательных технологий г. Москвы, созданного при поддержке Фонда Сороса, воплотили их в реальных педагогических проектах. А гости и эксперты, приехавшие на презентацию, могли убедиться, что технологии действительно открытые: встраиваются практически в любую педагогическую деятельность и делают ее более эффективной. На выставке были представлены и школы – от дорогой, престижной, международной до обычной муниципальной, и образовательный центр для детей-сирот, и центры дополнительного образования, занимающиеся развитием школьников – от техники системного мышления до техники выживания на необитаемом острове.
Целью акции было продемонстрировать эффективность программ Дебаты, Критическое мышление, технологии тьюторского сопровождения, которые используются во многих странах мира. Теперь в Центр образовательных технологий могут обратиться и российские учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители, управленцы, педагоги дошкольных образовательных учреждений, с тем чтобы освоить открытые технологии.
Обучение предполагает систему лекций и тренингов, кроме того, эксперты помогают каждому педагогу найти максимально эффективное приложение технологий именно к его педагогической практике, обсуждают результаты. Конечно, каждый учитель определяет результаты по-своему, но в конечном итоге все сходятся на том, что результат – это основные компетенции, необходимые выпускнику при выходе во взрослую жизнь.
Обучение в центре состоит из трех сессий, причем учитель прерывает работу только на три дня, чтобы прослушать теорию, а вся практическая работа проходит в течение учебного года в его собственном классе.
С консультантами центра можно договориться о выезде в вашу школу, если большинство учителей заинтересовались открытыми технологиями.
Организаторы подчеркивают, что открытый образовательный проект не застывшая система: каждый новый педагог, включаясь в программу, обогащает технологии своим неповторимым опытом, расширяет границы их применения.
Для того чтобы вы убедились в возможности многообразного применения технологий – несколько “картинок с выставки”.
Образовательный центр для детей-сирот работает с выпускниками детских домов “ROOF”. Принудительных занятий и мероприятий там нет, с детьми работают индивидуально или малыми группами. Причем подросток или молодой человек сам должен решить, что он хочет получить, придя в центр: подготовиться к выпускным экзаменам за курс средней школы или к вступительным экзаменам в вуз, научиться ориентироваться во взрослой жизни, работать на компьютере, найти работу или просто получить психологическую поддержку и дружеский совет. Педагоги центра главным результатом работы считают самостоятельность своих подопечных, уверенность в себе и умение достигать поставленных целей, справляться с проблемами.
Центр внешкольной работы (то, что раньше называлось дворцом пионеров) помогает ребятам обрести навыки Робинзона: как грамотно вести себя в неожиданных, может быть, даже опасных ситуациях в дикой природе и в городе. Причем не теоретически, как на уроках ОБЖ, а в цикле практических интерактивных игр. Ребята учатся не только водить машину, плавать, оказывать первую помощь, управляться с байдаркой, ездить верхом, но и применять эти умения на практике – ситуация уникальная в сегодняшнем образовании, учитывая, сколько виртуальных книжных знаний школьника так и остается невостребованными в жизни. Чтобы стать Робинзоном, нужно побывать на слете, в туристическом лагере, пройти школу выживания на Валдае. Причем кандидат в Робинзоны сам выбирает уровень сложности испытаний: идти выживать в одиночку, взяв лишь нож, спички, соль, или в компании, с палаткой и продуктами.
Представители школы № 1115 рассказывали о социально-педагогическом проекте по профилактике употребления наркотиков. Суть идеи в том, чтобы помочь ребенку противостоять соблазну попробовать наркотики или, если это уже произошло, отказаться. По крайней мере таковы планы – проект находится на первой ступени осуществления. Педагоги не собираются брать на себя функцию лечения запущенных случаев наркомании, а предлагают колеблющимся вместо разрушительного наркотического удовольствия насыщенный и увлекательный образ жизни.
Рассказ об эксперименте в школе Кредо его руководитель начинает с невеселого утверждения, что в школе работают в основном женщины и работают на пределе эмоциональных и физических возможностей. Как им помочь? В педагогических институтах совершенно не учат бережно относиться к своим эмоциям. А учитель никогда не должен выплескивать их на учеников, нужно всегда контролировать себя; быть доброжелательным, уверенным, искренним, но не позволять себе ни истеричных, ни раздраженных окриков. На обучение основам профессиональной культуры и направлен эксперимент. Учителя не только осваивают технику обуздания излишних эмоций, но и учатся рефлексивно оценивать собственные уроки. Мы постараемся рассказать о программе и результатах эксперимента на страницах вкладки.
Это лишь небольшая часть школ и образовательных центров, присутствовавших на ярмарке. Они готовы к сотрудничеству и обмену опытом с заинтересованными российскими учителями. Если вас привлекают проекты перечисленных участников презентации, звоните в редакцию, мы поможем вам связаться с руководителями проектов.

Если же вы решили осваивать технологии открытого образования, чтобы использовать в собственном проекте, эксперименте или в обычной школьной работе, звоните в Центр образовательных технологий по тел. (095) 268-07-41. Исполнительный директор Надежда Аленина.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru