ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ярмарка для робинзонов
Новые педагогические технологии
помогут раскрыться талантам и в школе, и даже... на
необитаемом острове!
О таких технологиях открытого
образования, как Развитие критического мышления
через чтение и письмо и Дебаты, мы вам уже
рассказывали, но лишь применительно к тому, как
их можно использовать на уроках. А 18 мая в
Подмосковье прошла ярмарка-презентация самых
разных образовательных учреждений, использующих
эти технологии в педагогической практике.
Учителя и управленцы, пройдя годичные курсы в
Центре образовательных технологий г. Москвы,
созданного при поддержке Фонда Сороса, воплотили
их в реальных педагогических проектах. А гости и
эксперты, приехавшие на презентацию, могли
убедиться, что технологии действительно
открытые: встраиваются практически в любую
педагогическую деятельность и делают ее более
эффективной. На выставке были представлены и
школы – от дорогой, престижной, международной до
обычной муниципальной, и образовательный центр
для детей-сирот, и центры дополнительного
образования, занимающиеся развитием школьников
– от техники системного мышления до техники
выживания на необитаемом острове.
Целью акции было продемонстрировать
эффективность программ Дебаты, Критическое
мышление, технологии тьюторского сопровождения,
которые используются во многих странах мира.
Теперь в Центр образовательных технологий могут
обратиться и российские учителя-предметники,
педагоги дополнительного образования, классные
руководители, управленцы, педагоги дошкольных
образовательных учреждений, с тем чтобы освоить
открытые технологии.
Обучение предполагает систему лекций и
тренингов, кроме того, эксперты помогают каждому
педагогу найти максимально эффективное
приложение технологий именно к его
педагогической практике, обсуждают результаты.
Конечно, каждый учитель определяет результаты
по-своему, но в конечном итоге все сходятся на
том, что результат – это основные компетенции,
необходимые выпускнику при выходе во взрослую
жизнь.
Обучение в центре состоит из трех сессий, причем
учитель прерывает работу только на три дня, чтобы
прослушать теорию, а вся практическая работа
проходит в течение учебного года в его
собственном классе.
С консультантами центра можно договориться о
выезде в вашу школу, если большинство учителей
заинтересовались открытыми технологиями.
Организаторы подчеркивают, что открытый
образовательный проект не застывшая система:
каждый новый педагог, включаясь в программу,
обогащает технологии своим неповторимым опытом,
расширяет границы их применения.
Для того чтобы вы убедились в возможности
многообразного применения технологий –
несколько “картинок с выставки”.
Образовательный центр для детей-сирот работает с
выпускниками детских домов “ROOF”.
Принудительных занятий и мероприятий там нет, с
детьми работают индивидуально или малыми
группами. Причем подросток или молодой человек
сам должен решить, что он хочет получить, придя в
центр: подготовиться к выпускным экзаменам за
курс средней школы или к вступительным экзаменам
в вуз, научиться ориентироваться во взрослой
жизни, работать на компьютере, найти работу или
просто получить психологическую поддержку и
дружеский совет. Педагоги центра главным
результатом работы считают самостоятельность
своих подопечных, уверенность в себе и умение
достигать поставленных целей, справляться с
проблемами.
Центр внешкольной работы (то, что раньше
называлось дворцом пионеров) помогает ребятам
обрести навыки Робинзона: как грамотно вести
себя в неожиданных, может быть, даже опасных
ситуациях в дикой природе и в городе. Причем не
теоретически, как на уроках ОБЖ, а в цикле
практических интерактивных игр. Ребята учатся не
только водить машину, плавать, оказывать первую
помощь, управляться с байдаркой, ездить верхом,
но и применять эти умения на практике – ситуация
уникальная в сегодняшнем образовании, учитывая,
сколько виртуальных книжных знаний школьника
так и остается невостребованными в жизни. Чтобы
стать Робинзоном, нужно побывать на слете, в
туристическом лагере, пройти школу выживания на
Валдае. Причем кандидат в Робинзоны сам выбирает
уровень сложности испытаний: идти выживать в
одиночку, взяв лишь нож, спички, соль, или в
компании, с палаткой и продуктами.
Представители школы № 1115 рассказывали о
социально-педагогическом проекте по
профилактике употребления наркотиков. Суть идеи
в том, чтобы помочь ребенку противостоять
соблазну попробовать наркотики или, если это уже
произошло, отказаться. По крайней мере таковы
планы – проект находится на первой ступени
осуществления. Педагоги не собираются брать на
себя функцию лечения запущенных случаев
наркомании, а предлагают колеблющимся вместо
разрушительного наркотического удовольствия
насыщенный и увлекательный образ жизни.
Рассказ об эксперименте в школе Кредо его
руководитель начинает с невеселого утверждения,
что в школе работают в основном женщины и
работают на пределе эмоциональных и физических
возможностей. Как им помочь? В педагогических
институтах совершенно не учат бережно
относиться к своим эмоциям. А учитель никогда не
должен выплескивать их на учеников, нужно всегда
контролировать себя; быть доброжелательным,
уверенным, искренним, но не позволять себе ни
истеричных, ни раздраженных окриков. На обучение
основам профессиональной культуры и направлен
эксперимент. Учителя не только осваивают технику
обуздания излишних эмоций, но и учатся
рефлексивно оценивать собственные уроки. Мы
постараемся рассказать о программе и
результатах эксперимента на страницах вкладки.
Это лишь небольшая часть школ и образовательных
центров, присутствовавших на ярмарке. Они готовы
к сотрудничеству и обмену опытом с
заинтересованными российскими учителями. Если
вас привлекают проекты перечисленных участников
презентации, звоните в редакцию, мы поможем вам
связаться с руководителями проектов.
Если же вы решили осваивать
технологии открытого образования, чтобы
использовать в собственном проекте,
эксперименте или в обычной школьной работе,
звоните в Центр образовательных технологий по
тел. (095) 268-07-41. Исполнительный директор Надежда
Аленина.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|