ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
Наверное, нет
учителя, полностью довольного школьной системой
и состоянием педагогики, у родителей немало
претензий, а уж у детей... Чего же не хватает нашей
педагогике и педагогам? Денег? Новых идей?
Престижа? Да, всего этого хорошо бы побольше, но
главным образом, по-моему, здравого смысла.
Возможности задавать себе простой вопрос: зачем
я что бы то ни было делаю в классе? За нас все
давно решили, а мы – за учеников.
– Откройте учебник, найдите упражнение... Пишем
палочки... Сегодня изучаем внутреннее строение
насекомых, восьмеричную систему счисления,
теорию множеств... Пишем словарный диктант...
Зачем? Запишите домашнее задание... Почему именно
это, почему одно для всех, хотя новую тему каждый
понял в разной степени?
Так положено!
Можно изучать и более странные предметы: нравы
насекомых, строение земной коры, японские хокку,
можно трудолюбиво корпеть над словарными
словами и пересказом. Но только если понятно,
зачем. И мне, и, конечно, детям. Учитель,
понимающий смысл каждого своего педагогического
шага, не позволит себе манипулировать детьми.
Выморочное, чугунное “положено” небезвредно,
оно унижает человека в любом возрасте,
обесценивает и опошляет его труд. Но, увы, учитель
сам поставлен в такие условия. Приступая к
работе, мы имеем обязательную программу,
поурочное планирование и настоятельно
рекомендованный учебник-предложение, от
которого нельзя отказаться, даже если учебник, на
мой взгляд, чудовищен.
В течение нескольких лет я пыталась выяснять про
семинар, обсуждение очередной программы,
открытый урок – зачем, с какой целью я во всем
этом буду участвовать, что будет результатом, для
чего это мне? Или хотя бы вам? – допытывалась я,
узнав про очередное мероприятие с моим
обязательным участием. Но боюсь, только
заработала репутацию непроходимой тупицы.
Положено!
Но к такой постановке вопроса у меня с детства
острая, прямо-таки непреодолимая неприязнь. В
детстве как-то особенно хочется, чтоб мир был
устроен понятно и гармонично. Но в детском саду
обязательно было съедать непременно все, хотя
невкусно и неголодно; играть, когда скомандуют;
сидеть рядом с тем, кто дерется или плюется. Я
думаю, именно тогда росла и закалялась моя
“нездоровая” любовь к здравому смыслу. С тех
времен и доныне мне недостаточно аргумента
“положено”, и обидно, когда дети принимают его
как норму уже в начале школьной жизни.
Класс вываливается из актового зала с воплями:
– А нам раздали бумажки, чтоб мы прочитали на
празднике!
– На каком? – пытаюсь вычислить ближайший
праздник.
– Будет праздник шестидесятилетия разгрома
фашистов под Москвой, – рапортуют бодрыми, не
замутненными мыслью голосами, вылитые пионеры на
линейке, будто и не было последних тридцати лет.
– Кто же их разгромил? – не унимаюсь я. Пауза.
– Ну, наверное, мы, если праздник, – с
вопросительной уже интонацией.
– А когда это было? (О том, кто такие фашисты, не
рискую даже спрашивать). Долгая пауза. Наконец
кто-то один отыскивает информацию в названии:
– Да шестьдесят же лет назад! Война, кажется,
была...
– Значит, празднуем победу в войне? Когда
разгромили, война кончилась? – Очень длинная
пауза.
– Нет, День Победы, кажется, 23 февраля.
– Или 1 Мая?
– Нет, 9 Мая... или все-таки первого?
Пришлось каким-то комом вывалить на них куски
истории, географии, обществоведения,
собственного отношения, чувствуя, что не
понимают все равно.
Я никоим образом не ставлю это в упрек тем, кто в
школе отвечал за организацию праздника:
невозможно объяснить малышам про войну, почему
ноябрь 42-го был таким страшным и необыкновенно
важным, где были наши, где немцы, почему именно
Москва, какой ценой... Немыслимо. Понимаю, что и
отказаться мои коллеги не могли. Положено!
Чуть попозже у нас было французское нашествие –
тоже очень актуальная тема для празднования в
девять лет. Спасибо хоть Куликовская битва нас
пока миновала – дата не круглая.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|