КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ОБРАЗ
Дни детства становятся все драгоценнее
Беседа с поэтом Алексеем Решетовым
Мы в детстве были много
откровенней:
– Что у тебя на завтрак?
– Ничего.
– А у меня хлеб с маслом и вареньем.
Возьми немного хлеба моего...
Года прошли, и мы иными стали,
Теперь никто не спросит никого:
– Что у тебя на сердце?
Уж не тьма ли?
Возьми немного света моего...
Потомок грузинских аристократов. Внук
русского офицера. Сын советского журналиста,
расстрелянного в тридцать седьмом. Голодный
мальчишка из барачного поселка. Механик на
калийной шахте, награжденный «Шахтерской
славой» третьей степени. Поэт, чье появление в
литературе приветствовали Борис Слуцкий и
Виктор Астафьев.
На Урал семья попала по трагическому предписанию
эпохи. В 1937 году отец будущего поэта был
арестован по доносу и вскоре расстрелян. Мать,
Нину Вадимовну, в 38-м тоже арестовали.
Полугодовалый Алеша и его двухлетний брат
остались на руках у бабушки Ольги Александровны.
Перед отправкой в Казахстан Нине Вадимовне
удалось выбросить из вагона письмо, это заметили
охранники и даже поезд остановили, но письма не
нашли, и оно каким-то чудом дошло до бабушки Оли. А
Нину Вадимовну отвезли в Караганду, а потом по
этапу – в лагерь на Каму.
В сорок пятом году бабушка привезла внуков в
поселок строителей близ Соликамска, где Нину
Вадимовну оставили на поселение. Через два года
строителей Соликамскстроя, а вместе с ними и
семью Решетовых перебросили в соседние
Березники. Там Алексей закончил школу и
горно-химический техникум. С тех пор (и на целых
двадцать шесть лет!) он горный электромеханик на
Березниковском калийном комбинате. Постоянное
чувство гнетущей опасности и... стихи. Откуда? Как?
Загадка.
В двадцать с небольшим – первая книжка.
Называлась «Нежность» и была отмечена Борисом
Слуцким. Почему-то кажется, что Слуцкому могли бы
понравиться вот эти строки:
Кофточка застенчивого цвета,
Под косынкой – золотая рожь.
Женщина, тиха, как бабье лето,
Протянула запотевший ковш...
Виктор Петрович Астафьев был одним из
немногих, кто еще в шестидесятые годы понял
масштаб дарования Решетова, говорил о нем во
многих интервью как об одном из лучших русских
лириков. В девяностые годы хлопотал о выдвижении
поэта на Государственную премию, переживал,
когда выдвинуть-то выдвинули, но премии не дали.
Решетов понемногу печатался в пермской
периодике, раз в десять-пятнадцать лет выходили
тоненькие сборники. Но книги стихов, такой, какая
отразила бы путь и судьбу, – такой книги у поэта
не было. Она появилась только сейчас. (Алексей
Решетов. Темные светы. Стихотворения.
Екатеринбург, 2001, «Банк культурной информации»,
318 стр.)
Несколько лет назад Решетов переехал из Перми в
Екатеринбург – по семейным обстоятельствам.
Всегда застенчивый и смущенный молчун, Алексей
Леонидович редко дает интервью, но вот мы говорим
на тесной кухоньке, за окном синеют ранние
сумерки, и кажется, лучше нет места для разговора
о русской поэзии.
– Что вам дорого в русской классической
литературе? Что вы перечитываете?
– «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя...»
Что может быть выше?.. Многое у Пушкина знаю
наизусть, не сомневаясь ни в одном слове, но люблю
читать, видеть глазами текст. Обожаю Гоголя. А еще
у нас была книга совершенно особенная – ее
написала для меня с братом моя мама, пока сидела в
лагере. Ей даже удалось отпечатать ее на пишущей
машинке. Не верите?..
Алексей Леонидович уходит в комнату и
возвращается, бережно держа книжку с карандашным
рисунком на обложке и надписью: «Дорогим
сынишкам Бетульке и Гагочке от мамы Нины. 1940–1941».
Сказка в стихах начинается с дивных строк:
По поляне голубой
Ходит месяц золотой...
– А в школе литература была любимым
предметом?
– Я бы не сказал. Любимых, кажется, не было.
– Кем вас видели в будущем мама с бабушкой?
– Бабушка хотела одного только – чтобы я не
болел. Я в детстве много болел. А мать... Ее не
удивляло, когда я писал стишки к праздникам,
потом их стали печатать в газете. Но она
относилась к этому без восторгов. Поэзия – это
было так далеко от того, где мы жили, как мы жили. С
девяти лет пробовал подрабатывать, помогать
матери. Открытки рисовал. Потом пошел работать на
шахту.
– Работали механиком?
– Ну, реально-то – лопатой... Чем больше отдаляюсь
от тех лет, тем больше переживаю. Мне снятся мои
погибшие товарищи. И они все дороже становятся,
все ближе. Я же пришел после техникума, учился по
электрооборудованию, но не умел даже лампочки
поменять. Шахтеры меня учили. И ни разу не
упрекнули.
– А то, что вы стали писать, печататься, – это не
мешало отношениям?
– Нет, мне повезло с земляками. Они меня всегда
понимали. Кроме благодарности, ничего в душе нет.
Очень жалею, что в свое время, когда башка
работала, я не вел дневники. Я бы и о матери
написал, что она испытала...
– Мне кажется, лучший памятник вы поставили им
своими стихами – и маме, и товарищам. Эти стихи
будут жить гораздо дольше нас.
– Пусть живут, но мне они не кажутся такими уж
хорошими. Многие слова мне кажутся заменяемыми, и
это не утешает...
– С кем в современной литературе вы ощущаете
родство, близость?
– У меня непостоянный, переменчивый характер.
Помню, нравились мне очень Ахмадулина,
Вознесенский – любил их с первых стихов, а потом
остыл... Люблю Арсения Тарковского, Николая
Панченко, Владимира Корнилова, недавно ушедшего.
Меня поразил когда-то Юрий Кузнецов. Пока я
Бродского не прочел, а Бродского прочел – тут уже
надо как-то помалкивать.
– Что значит – помалкивать?
– Поскромнее быть. Некоторые стихи у Бродского
мог бы написать поэт и моего уровня, но есть такие
недоступные вещи, гениальные... «Темно, как внутри
иголки...»
– Я слышал, что об одной из ваших ранних книг
благосклонно отзывалась Ахматова...
– Это, я думаю, легенда. Друг отца, дядя Володя,
действительно передал через кого-то мою книжку
Ахматовой. Но не знаю до сих пор, успела она ее
взять в руки или нет. Помню, как прочитал ее
«Реквием», переписанный кем-то. Я после этого
ходил с дрожащими руками. Необычайная вещь. И
одновременно доступная, народная...
– Вам никогда не хотелось поменять свою судьбу
на более легкую?
– Я бы не хотел. Ведь это значит, что и детство
свое отдать, а я ни на что его не сменяю...
– Свое сиротское детство?
– Прекрасное... Это сейчас у меня все время
какие-то фальшивые претензии. Или еще недоволен
чем-то. А в детстве настолько ты благодарен
солнышку, звездам, что и ночь наступает – хорошо,
и утро – хорошо. За все ты только благодарен
бесконечно. И дальше эти дни становятся еще
драгоценнее. Они помогают переживать
сегодняшний возраст.
Алексей Леонидович родился весной. И хотя по
русской традиции о весне у Решетова стихов
гораздо меньше, чем об осени, Виктор Астафьев
сравнивал его стихи с музыкой капели. «И в каждой
капле, – с восхищением говорил Виктор Петрович,
– зернышко солнца, крупинка сломанного луча от
мерцающих звезд...»
Беседовал Дмитрий ШЕВАРОВ,
г. Екатеринбург
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|