КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНЦЕРТ НА БИС
Песня о толике счастья
Демарш Турецкого в культурном центре
Звучит старинная молитва на иврите. Ее
поют в Судный день – день печали и надежды. И
вдруг – непонятно в каких глубинах твоего
существа, за всю свою долгую жизнь не
переступавшего порога синагоги, ты плачешь о
замордованных в гетто, сожженных в печах
Освенцима, замученных и убитых в лагерях Гулага и
сталинских тюрьмах. Но слезы еще не успевают
высохнуть, а хор – Московский камерный еврейский
хор и его создатель и руководитель Михаил
Турецкий уже веселят почтеннейшую публику
песенкой о толике счастья, которое так нужно
каждому человеку. А потом снова молитвы,
современные песни о “моем Иерусалиме”, песни
старого еврейского местечка – такие мелодичные,
грустные и веселые, знакомые и все равно новые. Но
вот что интересно: нет в этих старых песнях тоски
и жалостных интонаций – Турецкий и его
уникальный хор поют эти песни в современной
аранжировке – джазовой, в стиле рок, настойчиво
подчеркивая ритмическую структуру, легко и
органично переплывая (не перепрыгивая) из одной
тональности в другую – и вот старые знакомые
звучат по-новому, освеженные и обновленные
обработкой, сделанной талантливым маэстро.
Этот хор может все или по крайней мере очень
многое. Почти весь репертуар поется а capella, при
этом тенора, баритоны и басы так остроумно и в то
же время точно изображают разные инструменты, а
многоголосие так чисто органически слито в
неразделимое целое, что сопровождение, в общем, и
ни к чему.
Хор – единое целое, но при этом каждый из
участников – индивидуальность, не только
прекрасный певец, но и яркий актер. Сплавленные в
сложном многоголосии хоровых эпизодов, они по
очереди выходят на авансцену; солируют,
выстраивают образ песни и вокальными, и
сценическими средствами.
По сути, это театр песни, где присутствуют
вокальное и актерское начало, ритмичность и
танцевальность, пластическая выразительность.
Хотелось бы, конечно, назвать каждого из
участников “сообщества” – они все этого
достойны. Вот Герман Апайкин выносит на сцену
горящий семисвечник и с торжественной
страстностью поет молитву, а потом солирует в
“Воспоминаниях о Карузо”, и тут же мгновенная
трансформация – “Мурка”, маленький шедевр,
остроумно, с блеском разделенный маэстро и
солистом с ансамблем. А потом, по-профессорски
поблескивая очками, Михаил Кузнецов в своих соло
щедро открывает красоту и богатство своего
медового тенора.
Демарш Турецкого заключается и в том, что
традиционные фигуры еврейского танца уходят в
тень, уступая место традиции массового танца
многих народов Европы, среди которых веками жили
евреи: артисты берутся за руки, ведут хоровод,
который в Молдавии – молдавеняска, в Греции –
сиртаки, в Болгарии – хоро, а в бывшей Югославии
– кола, что значит “круг”, танец гордого
единения и мужественного братства.
Не забывая о чертах национальных, Турецкий
убежденно ставит свой хор в круг народов мира.
Здесь поют на иврите и идиш, но не меньше поют и на
английском – знаменитую “Лет май пипл гоу” и
дивную песню Марио Ланца “Би май лав”,
французские “Опавшие листья” Жозефа Косма, так
полюбившиеся со времен давних гастролей Ива
Монтана, “Воспоминания о Карузо” на итальянском,
по-испански “Бесаме мучо” и конечно же на
русском: чуть спародированные, с юмором и в
сложной обработке “Мурку”, “Очи черные”,
“Бублики”, “Крутится, вертится шар голубой” (так
давно крутится и под смех зала падает...).
Все это происходит в Еврейском культурном центре
на Никитской, недавно открытом и уже завоевавшем
признание и авторитет (немало труда и
организаторского таланта приложила для этого
художественный руководитель центра Марина
Смелянская). Сегодня выступает хор Турецкого,
завтра в гостях Роман Карцев, чуть раньше Михаил
Козаков, Светлана Крючкова... А в музыкальной и
театральной гостиных – беседы-концерты, клуб
любителей балета, литературное кабаре,
всевозможные студии для детей и взрослых –
компьютерная, две джазовые, хоровая, караоке-клуб
и так далее, и так далее...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|