Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
СВОЙ ПОЧЕРК

Наталья АФАНАСЬЕВА

Бумажные хранители времени

Если о нас будут судить по этим календарям, наш век покажется не таким уж бессмысленным и безнадежным

В прошлом году в Эрмитаже была выставка под неожиданным названием “Календарь – хранитель времени”. Лунные и солнечные, рукописные и печатные, листовые, отрывные или механические; сделанные из пергамена, глины, бамбука или металла – эволюция календаря начиная с VI века до н.э., наглядно показывающая, как “тэмпора мутантур эт нос мутамур ин иллис” – времена меняются, и мы меняемся с ними. И календари меняются и, что интересно, вопреки крылатой фразе не врут.
Слово это пришло из Древнего Рима. Calendarium – так назывались долговые книги, куда кредиторы записывали проценты, вносившиеся в дни календ – первых дней месяца. Позже они превратились в журналы, расписывающие празднества. Жизнь представлялась чередой нескончаемых и бессмысленных увеселений, “все интриги, вероятно, да обжорство”.
Затем на долгие века издание календарей перешло в ведение церкви, даже называться они стали по-другому: святцами, мартирологами, минеями. Светские календари появились вновь в XIV веке.
В России, правда, эта дата передвинулась века так на четыре. В 1709 году шотландец по происхождению Яков Брюс издал в типографии Киприянова свой календарь, получивший в народе название “Брюсов”. Фактически сей ученый муж в шести таблицах упорядочил хаос ежедневных забот в стройный миропорядок. Несколько поколений по “Брюсову календарю” выясняли, когда сеять и когда цветы поливать, пользовались множеством полезных советов и сведений “для верующих и неверующих, путешествующих и страждущих”, планами и картами.
История российских календарей во многом повторяла историю страны. Очень быстро стало очевидным огромное идеологическое значение этого печатного издания. К 1727 году монопольное право печатать календари перешло к Петербургской академии наук. Месяцесловы выходили небольшими тиражами, стоили дорого и предназначались лишь ученому люду.
Так продолжалось до 1865 года, до реформы цензуры. Теперь календари мог выпускать кто угодно и какие угодно. Изменился и потребитель. “В народ проникла жажда знанья, вниманье книга привлекла… Почин – лубочные изданья, венец – великие дела” – эти слова принадлежат Владимиру Гиляровскому и посвящены конкретному человеку – знаменитому издателю и, не побоимся высоких слов, просветителю Ивану Дмитриевичу Сытину. Стремясь донести разумное, доброе, вечное в массы, он придумал как, “развлекая обучать”. Сытин посмотрел на календарь как на универсальную справочную книгу, как на энциклопедию на все случаи жизни. В 1884 году вышел первый “Всеобщий календарь”, тираж которого через несколько лет достиг невиданной цифры – шесть миллионов.
Кстати, именно Сытин наладил выпуск отрывных ежедневников, столь популярных в советское время. С той только разницей, что в редакционном совете у Сытина был Лев Толстой, а в СССР – строгий цензор.
И все же советский отрывной календарь был прекрасен. День за днем он превращался из толстенького кирпичика в тоненькую тетрадку, пока не таял совсем, наглядно демонстрируя, как летят дни. Но то были не просто дни, каждый из них начинался с восхода солнца и заканчивался, несмотря ни на что, его заходом. А между этими метаниями светила страна жила земной и осмысленной жизнью (а тираж календаря общей тематики доходил до 16 млн): перекраивала старые брюки, баловала своих домашних пирожными по оригинальному рецепту (если хлеб зачерствел, не выбрасывайте его), просвещалась политически и смеялась над историческими анекдотами, училась выводить пятна и много чего еще.
Надо сказать, что подобные издания можно считать абсолютно родным, национальным явлением. Энциклопедический словарь “Книговедение” в 1982 году указывает, что “в зарубежных странах распространены настенные иллюстрированные календари без текстового содержания”. Несомненно, самобытным является и строгий государственный контроль за этим “текстовым содержанием”. Монопольное право печатать календари в советское время принадлежало Политиздату.
Марат Ким, театральный и кинохудожник, а также ветеран календарной революции, рассказывает, как он пришел в конце 80-х с идеями нового “Календаря школьника”. Скажем, листочки прошедших месяцев могли бы превращаться в игрушки или в познавательные книжечки. Или можно вместо скучных текстов рассказать историю образования или включить психологические тесты. Автора обвинили в непочтительном отношении к книге и в идеологической близорукости.
Прошли годы, и отрывные и перекидные календари заменились приватными еженедельниками. Число, день недели – общее, а дальше – пустые графы, каждый теперь должен наполнить свою жизнь событиями кто как может. От индивидуального выбора зависит и то, что целый год будет украшать стены, радовать глаз: красивые барышни или православные храмы.
К началу 90-х всякую идеологическую нагрузку с календаря сняли, зато появилась другая – рекламная. Эффективность ее можно сравнить только с 25-м кадром: ведь целый год потенциальный потребитель, глядя, скажем, на пейзажи, видит еще и ненавязчиво маленький логотипчик фирмы. Однако плохо ли это? Ну что мне этот логотип, если благодаря ему появился, например, календарь с рисунками к заставке к “Спокойной ночи, малыши” Юрия Норштейна. Получила эта заставка призы “За волшебство”, прошла несколько месяцев по ТВ – и все. Теперь японские малыши смотрят перед сном эту сказку. И я могу, хотя бы на календаре. Или, например, календарь, украшенный работами Левана Пааташвили. О том, что оператор, снявший более 20 фильмов и среди них любимые – “Бег” и “Голубые горы”, оказался совершенно оригинальным художником-графиком, я узнала на его персональной выставке в Музее кино. И поразилась – ни на что не похожи его рисунки. Ну разве с Бердслеем сравнить, только без декадентского упадничества, а наоборот, с грузинским гедонизмом. Выставка прошла, а календарь остался. И это навевает мысли о том, что через века, когда в каком-нибудь Эрмитаже будущего будет проходить выставка под названием “Календарь – хранитель времени”, о нас будут судить как раз по таким изданиям. И время наше покажется не таким уж бессмысленным и безнадежным.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru