ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
РАЗГОВОР-ЭССЕ
Комбинаторика возможных событий
На ладони у Бога все времена лежат
рядом.
Если представить это физически, то настоящее
будет покрыто тенью или от будущего, или от
прошлого. Все зависит от расположения Божьей
длани по отношению к источнику света
Леонид Абрамович Юзефович,
профессиональный историк, кандидат исторических
наук, получил широчайшую известность у читающей
публики как автор серии остросюжетных романов об
Иване Дмитриевиче Путилине, начальнике
Санкт-Петербургской сыскной полиции конца ХIХ
века. За роман “Князь ветра” в прошлом году был
удостоен премии “Национальный бестселлер”.
Когда я пришла к герою интервью, то cразу обратила
внимание на тяжелый рыцарский меч в блестящих
ножнах, торжественно висящий на стене.
– Это меч моего шестнадцатилетнего сына. Он из
текстолита, хотя очeнь похож на настоящий.
– Почему сегодня подростки помешались на
Средневековье, вооружились мечами, оделись в
латы и разыгрывают прошлое в настоящем?
– Думаю, это прежде всего канализированный выход
агрессивной энергии, а не какой-то особенный
интерес к средним векам. Году в 90-м или чуть
раньше, когда еще страшных событий не
происходило, никаких «горячих точек» не было, я
ехал в такси, и сидевший со мной парень говорил о
том, что в моду входит камуфляж. Для него это был
всего лишь вопрос «прикида», но с тех пор у меня
не раз возникало странное ощущение, что все
случившееся потом отчасти было следствием “моды
на камуфляж”. В 80-е годы агрессивность в обществе
накапливалась; чтобы это почувствовать,
достаточно было оказаться в метро или
троллейбусе в час пик. Вы разве этого не
чувствовали?
– В начале 80-х, во времена Андропова, я
чувствовала, что сгущается беспросветная тоска
нового витка тоталитаризма.
– Я человек не политизированный и такими
категориями не оперирую. Если подростки ездят в
Царицынский парк сражаться на текстолитовых
мечах, на которых написано Дюрандаль или
Эскалибур, – все эти викинги, русские витязи,
рыцари, эльфы, люди Средиземья – это еще одна из
самых невинных канализаций агрессивности.
Оружие сегодня в почете, книжные магазины
завалены сочинениями по истории всего, что колет,
рубит и стреляет. Причем добрая половина таких
сочинений – переводы. Это следствие
своеобразной брутальности современного
общества, и не только российского. Хорошо, если
интерес к оружию – это интерес к мечу и шпаге.
Здесь есть вызов и торжествующей буржуазности с
ее идеалом скучного яппи из преуспевающей фирмы,
и натиску грубой уличной силы, взращенной в
дворовых «качалках».
– Вряд ли кто-то станет спорить, что настоящее
определяется прошедшим. Моммзен утверждал, что и
будущее отбрасывает на настоящее свою тень.
Неужели история – это вечный круговорот, где все
уже было?
– Теоретизировать на эту тему можно бесконечно.
В свой новый роман, который я сейчас заканчиваю, я
включил цитату из Плутарха. Суть его мысли вот в
чем. Если все, что происходит в истории, слагается
из бесконечного числа элементов, то “в самом
богатстве своей сущности судьба находит щедрый
источник для созидания подобий”, если же,
напротив, число ее элементов ограниченно, то
подобия возникают с тем большей неизбежностью. О
цикличности истории на Западе первым сказал
греческий историк Полибий во II в. до н.э. Его
теория состоит в том, что всякая политическая
система двоична: в ней есть светлая форма и
темная, теневая. Монархия обязательно
вырождается в тиранию, демократия – в
охлократию, аристократия – в олигархию. Затем
темная форма одной системы переходит в светлую
форму другой, которая опять сменяется темной, и
таким образом все всегда движется по кругу.
Удивительно то, что в возрасте двух с лишним
тысяч лет эта идея Полибия до сих пор способна
вызывать нас на вполне актуальные размышления.
Вообще есть мнение, что все возможные
исторические трагедии уже произошли в
античности, а с тех пор повторяются
исключительно в виде фарса – согласно известной
мысли Гегеля, заимствованной у него Марксом. Во
всяком случае, историкам античности приятно так
думать. Что же касается тени от будущего, то,
конечно, она есть. Спиноза говорил, что на ладони
у Бога все времена лежат рядом. Если представить
это чисто физически, то настоящее будет покрыто
тенью или от будущего, или от прошлого. Все
зависит от расположения Божьей длани по
отношению к источнику света.
– Российская история подтверждает или
опровергает этот закон кругооборота?
– В пределах национальной истории цикличность
еще более очевидна. Как историк я занимался и
Смутным временем начала XVII века, и Гражданской
войной в России 1918–1922 годов. Первая Смута, вторая
Смута, третья Смута – этот ряд выстроили не
“патриоты”. Всякому человеку, строящему модель,
интереснее и важнее увидеть сходство, отличия
лежат на поверхности. Сейчас танки, в Гражданскую
войну – тачанки, в первой Смуте какие-нибудь
стрельцы с бердышами, а сходство тем не менее
разительное. Я бы только не воспринимал это
чересчур трагически. Цикличность лежит в основе
функционирования всех живых организмов.
Нарушение цикла – это болезнь.
– Что требуется от историка, чтобы история
“ожила” для слушателя?
– Очень важно найти тон, в котором ты собираешься
рассказать какую-то реальную историю из
прошлого. Я много лет собираю материал для книги
под условным названием «Поход гипербореев» – о
гражданской войне в Якутии, о двух достойных и
честных людях, которые принадлежали к разным
станам, но уважали друг друга. Один из них –
красный командир Иван Строд, другой – белый
генерал Анатолий Пепеляев. Поход гипербореев –
это поход Сибирской дружины Пепеляева по зимней
Якутии. Чтобы ввести себя в некие категории,
воссоздать образ, матрицу, я равняюсь на один
эпизод из “Фарсалии” Лукана, где изображается
поход разбитых Цезарем помпеянцев по Африке.
Отряд, как остров в чужой и враждебной стихии,
только здесь якутский снег и мороз, а там
раскаленные африканские пески. Параллель из
далекого прошлого позволяет яснее расслышать
музыку трагедии. Ведь мы же не считаем
цезарианцев плохими, а помпеянцев – хорошими.
Точно так же мне хочется взглянуть на белых и
красных. Трагедия возникает тогда, когда
сталкиваются две правды, а не правда с ложью.
Последний вариант мне не интересен. Можно найти и
другие параллели в той же античности: например,
поход десяти тысяч греческих наемников из
центральной Персии к Черному морю, их знаменитый
крик, означающий, что они все вынесли и победили:
таласса, таласса! Море, море! У пепеляевцев тоже
был такой эпизод,
когда они через хребты Джугджура вышли наконец к
Тихому океану.
– Какова же была судьба побежденного генерала?
Чем интересна эта фигура?
– Генерал Пепеляев, народный социалист,
создатель крестьянской утопии, сдался красным на
побережье Охотского моря, искренне призвал
эмигрантов к прекращению безнадежной на тот
момент борьбы с Советской властью. Его
приговорили к расстрелу, но ВЦИК заменил
смертный приговор десятью годами заключения. Он
работал в тюрьме столяром, отказался от книг, от
газет, хотя был интеллигентным человеком, хорошо
рисовал, писал стихи. Почему? Я переписываюсь с
его старшим сыном Всеволодом Анатольевичем,
живущим в Черкесске. Два года назад, когда у меня
умер отец, я написал ему об этом, и Всеволод
Анатольевич мне ответил так: вечером, в темной
комнате, оставшись один, скажите: “Да будет воля
Твоя”, – и вам станет легче. Я сразу представил
себе его отца, сам тип этого человека. В архиве
ФСБ я нашел дневники Пепеляева, где он записывал
свои сны. Странно, да? Всеволоду Анатольевичу 87
лет, а я знаю, каким он снился отцу восемьдесят
лет назад.
– Какие еще научные исследования у вас
запланированы?
– Давно не считаю себя серьезным историком,
последней моей чисто научной работой стала
монография о русском посольском обычае XV–XVII вв.,
вышедшая в 1988 году. Когда моя дочь, тоже историк
по образованию, сдавала какой-то экзамен в
университете, экзаменатор спросил ее: “Когда
умер ваш папа?” В самом деле, а что он мог
подумать, если вдруг прекращаются публикации
историка, занимавшегося определенной темой.
– Сменить профессию – это для историка почти
невозможный поворот событий? Но ведь
исторический писатель тоже историк?
– Историк, в сущности, не профессия. Профессия –
это источниковед, архивист, специалист по
какой-нибудь вспомогательной исторической
дисциплине типа сфрагистики или дипломатики. А
что такое профессиональный историк, никто
определить не возьмется. Что же касается людей,
которые в литературе предпочитают исторические
сюжеты, – это чаще всего литераторы, работающие в
традициях неоромантизма. Моими любимыми
писателями всегда были неоромантики и
ориенталисты: Стивенсон, Конрад, Лесков.
– Откуда в этом ряду взялся Лесков?
– Той волшебной страной, которой для Киплинга
была Индия, для голландца Мультатули –
Индонезия, для Пьера Лоти – Индокитай, для
Лескова стала сама Россия. Он написал ее как
прекрасный экзотический мир, не случайно у него
так распространен сюжет “иностранец в России”
– вспомним хотя бы англичанина из
«Запечатленного ангела». Лесков – исторический
писатель, но живописует он не конкретные события,
а сам дух национальной истории. Кстати, в юности
на меня необычайно подействовали две вещи:
«Сердце тьмы» Конрада и «На краю света» Лескова.
Более сильных литературных впечатлений в моей
жизни, пожалуй, не было.
– И поэтому ваши исследовательские и
писательские интересы оказались связанными с
“краем света” – Дальним Востоком, Монголией? С
таким необычным человеком, как герой ваших книг
самодержец пустыни барон Унгерн?
– Вообще многое в моей жизни происходило по
принципу, который я для себя определяю цитатой из
Пастернака:«Чем случайней, тем вернее». Все, что с
нами происходит в юности, в детстве, – все не
случайно, все от Господа Бога. Это Его выбор.
Потом уж мы выбираем сами. А в начале жизни от нас
мало что зависит. Я, например, с детства
интересовался античностью и Востоком.
По-доморощенному, конечно. Я рос на окраине Перми,
в поселке при Мотовилихинском пушечном заводе.
Там работал мой отец. Мать была глазным врачом в
детской поликлинике.
– Цикл романов об Иване Дмитриевиче Путилине –
«ретродетектив». Это жанровое определение
появилось в связи с проектом Акунина, но в
отличие от Эраста Фандорина Путилин – реальное
историческое лицо. Можно ли назвать путилинский
цикл историческим повествованием?
– Мои романы о Путилине – они квазиисторические,
в них все выдумано. Я ставил перед собой
определенные задачи, но это никак не задача
адекватно описать русскую действительность
60–70-х годов XIX века.
– Связка Юзефович–Акунин, наверное, уже
раздражает, но от нее не отделаться...
– К Б.Акунину – Г.Чхартишвили я отношусь с
большим уважением. Но как литераторы мы все-таки
очень разные. Фандорин – скорее Шерлок Холмс, мой
Путилин – патер Браун. Между прочим, сам я
детективов не люблю, никогда в жизни не читал, за
исключением Агаты Кристи, Честертона и Шерлока
Холмса. Зато этих люблю очень. И откуда берется
интерес к детективу, кажется, понимаю. Это
явление чисто европейское. То, в чем восточный
человек видит Тайну, европеец считает всего лишь
загадкой. А что такое загадка? Это временная
тайна. Тайна, разумеется, должна быть, совсем
изгнать ее из мира нельзя, но ее можно как бы
приручить, сделать нестрашной. Классический
английский детектив – это история с прирученной
тайной, попытка балансировать на грани между
«рацио» и тьмой. На этом балансе и держится
глубинный интерес к детективу, а не только на том,
что это «легкое чтение». Все мы знаем, что
построенный по всем канонам детектив читать
вовсе не так уж легко. Особенно поначалу. Да и
вообще это, может быть, последний в Европе
литературный жанр, подвластный канонам. А в
верности канону тоже есть своя прелесть. Тем
более в нашем, не признающем никаких правил мире.
– Фандорин – герой с заявкой на роль
сверхчеловека. А в чем состоит особая роль
Путилина?
– Когда снимался «Сыщик петербургской полиции»
по моему первому «путилинскому» роману, то графа
Шувалова играл замечательный актер Всеволод
Ларионов, ныне покойный. От него я услышал такую
историю. Он был молодым человеком, только что
женился и поехал из Москвы на съемки – не то в
Ялту, не то в Одессу, не помню. И там, и там были
киностудии. Жена дала ему с собой пирожки с мясом.
Было лето, страшная жара, пирожки в дороге
испортились, и когда он приехал, то послал жене
телеграмму следующего содержания: «Пирожки
протухли. Целую. Сева». На следующий день его
вызвали в КГБ и стали выяснять, что он имел в виду.
Заподозрили шифрованное донесение... А теперь
вообрази, что ему ничего не говорят, но
устанавливают за ним слежку, происходят какие-то
события, которые интерпретируются по-своему, в
духе уже сложившихся подозрений. В итоге на
основе этих пирожков воздвигается сложнейшая
фантомная конструкция. Все поступки Всеволода
Ларионова находят в ней свое объяснение, хотя оно
не имеет ничего общего с реальностью. Это как
система Птолемея: она ведь тоже объясняет все
видимые явления, хотя неверна в принципе...
Наконец приходит какой-то нормальный человек и
берет на себя роль Коперника. Он заявляет: все это
чушь собачья, на самом деле были просто пирожки с
мясом, и они протухли. Путилин в моих романах
всегда играет именно такую роль.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|