ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Согласитесь, что слова «виртуальная
школа» уже не кажутся нам педагогической
экзотикой. Мы понимаем, что они означают или
интернет-образование, или школу вне
классно-урочной системы. Самое время осмыслить
приобретенный опыт, попробовать ответить не
только на вопрос, каковы возможные эффекты
использования Интернета и за счет чего они
достигаются, но и на вопрос, возможно ли единое
понимание сути «виртуальной школы». Материалы
этой страницы подсказывают, что и участие в
Сетевых проектах и конкурсах, и разработка
обучающих или диагностических программ, и поиск
новых решений в организации обучения объединены
идеей образовательного пространства, средства
создания которого могут быть очень даже
разными...
Ищите свое будущее на “другой
планете”!
В марте наша газета опубликовала
материалы сайта «Другая планета» (www.otherplanet.org ). В
них рассказывалось о необычных экологических
деревнях Финляндии.
Один из разработчиков сайта, Денис Хилтунен, еще
в середине прошлого года выступил автором
инициативы по созданию www-ресурсов виртуальной
школы (см. «ПС» от 8 сентября 2001 года).
Сегодня мы вместе с ним попытаемся понять, какое
отношение имеет «Другая планета» к виртуальной
школе и к реальным, сегодняшним учителям и детям.
– «Другая планета» –
необычный сайт. Это не самостоятельный проект, а
сайт проекта по поддержке экологического
движения. Мы искали ответ на вопрос о том, как
может человек прожить свою единственную жизнь.
Мы обнаружили: те способы организации жизни, на
которых держатся экопоселения, могут быть
интересны большому количеству людей.
«Экопоселения» – условное название. Это деревни,
монастыри, общины, словом, места и команды,
которые живут по другим правилам: их жизнь
экологичнее и в смысле отношений между собой, и в
смысле отношений с окружающей средой. Это не та
жизнь, когда выходишь утром из дому и едешь на
работу, а вечером возвращаешься, и так каждый
день. Смотрите: люди взяли большой старый
парусный корабль, починили его, а теперь на нем
живут и путешествуют (на экране мелькают
фотографии). Это их экопоселение.
Сегодня на сайте названы все направления, в
которых мы хотели бы работать: «Экология»,
«Библиотека» (страны, былины, поселения, учения,
технологии, словарь, архивы), «Проекты» (маршруты,
спецпроекты, экстрим, образование, работа),
«Дискуссии» (форум, чат, опросы), «Новости»,
«Контакты». Уже опубликованы сотни материалов,
но некоторые разделы только формируются.
Считать ли «Другую планету» образовательным
сайтом, зависит от того, что понимать под
образованием. Для меня образование – это
ситуация, в которой человек меняется. «Другая
планета» – образовательный сайт не в том смысле,
что здесь дети получают или учатся получать
знания, а в том, что он преподносит известные или
неизвестные вещи в одном интересном контексте, в
контексте осмысления, построения, изменения
вариантов образа жизни... Люди могут получить
информацию, сложить о ней свое мнение, а что с
ними произойдет потом, зависит от того, насколько
важна окажется эта информация.
Если судить по переписке, то наш читатель – это
человек, который ищет возможность уехать из
города. Но вообще-то у каждого раздела – свой
читатель. Мы рассказываем об экстремальных вещах
(парашют, сноуборд, спелеология, яхтинг), и это
любопытно молодым ребятам, которым хочется
активной жизни, которые готовы рискнуть. Мы
приглашаем в экодеревни, и это привлекает людей
старшего возраста, семейных людей... Вот таким
людям наш сайт интересен (с экрана смотрит
бородатый монах).
А школьникам, наверное, стоит заглянуть в
«Библиотеку». Например, «Былины» – это сборник
рассказов о всевозможных культурах (Атлантида,
майя, му, шумеры), о личностях – пророках,
мифических существах, героях. Можно
путешествовать по странам. Мы стараемся не
только рассказать о разных необычностях, но и
делать это по-человечески, с юмором, живыми
словами.
Какому учителю будет интересен сайт? Не тому,
который озабочен вопросом, как преподать то, что
большинству уже известно. Здесь нет методик и
рекомендаций, как вам учить. Но на «Другой
планете» учитель может найти такую информацию,
по которой стоит приготовить урок.
Если представить себе, что этот сайт создаю не я,
то из рубрик мне всего интереснее были бы
«Проекты». Маршруты, по которым можно пройти,
пролезть, проползти... необычные участники.. Еще
бы я обязательно заглянул в «Форум» (сейчас он
работает в тестовом режиме).
Надеюсь, что виртуальная школа будет одним из
спецпроектов «Другой планеты». Мы ведь ищем пути
построения будущего. У нас уже подбирается
материал. Но школы пока нет... а может быть, и не
здесь она будет. Или не только здесь. Но важно,
чтобы виртуальная школа была тем местом (местами)
в Сети, где можно получить образование и диплом,
подтверждающий это образование. Чтобы можно было
приехать на встречу с учителем, сдать экзамен,
зачет. Если на сайте просто публикуются
материалы по истории, географии, психологии или
даже курсы, конспекты – это еще не виртуальная
школа.
За две недели без всякой рекламы к нам на сайт
заглянули более четырехсот человек. И мы ждем
новых людей – ведь в этом смысл существования
сайта.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|