ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Согласитесь, что слова «виртуальная
школа» уже не кажутся нам педагогической
экзотикой. Мы понимаем, что они означают или
интернет-образование, или школу вне
классно-урочной системы. Самое время осмыслить
приобретенный опыт, попробовать ответить не
только на вопрос, каковы возможные эффекты
использования Интернета и за счет чего они
достигаются, но и на вопрос, возможно ли единое
понимание сути «виртуальной школы». Материалы
этой страницы подсказывают, что и участие в
Сетевых проектах и конкурсах, и разработка
обучающих или диагностических программ, и поиск
новых решений в организации обучения объединены
идеей образовательного пространства, средства
создания которого могут быть очень даже
разными...
Ступеньки нашего замысла
Из дневника проекта виртуальной школы,
который мы начали вести в № 70, 78, 86 прошлого года и
в № 12 этого года в газете “Первое сентября”
Вот уже почти год, как началась работа
над проектом виртуальной школы, идея которого
зародилась еще в августе две тысячи первого года
на теплоходе, где проходил международный
фестиваль учителей.
Замысел состоял в том, чтобы научиться создавать
новые образовательные среды, которые были бы
мало похожи на существующую школу и в то же время
позволяли младшим детям и подросткам получать
полноценное среднее образование.
Проект решились осуществить три российских
учебных заведения: начальная школа – детский сад
в городе Ефремове Тульской области, московская
школа № 71 и станция юных техников в городе
Анадыре. Каждое учебное заведение взялось за
свой участок работы: строить новое
образовательное пространство на месте бывшего
«дошкольного», «среднего» или
«дополнительного».
Понятно, что новый образ школы превратится в
реальность не так-то скоро. Но может быть,
наиважнейшим событием последних месяцев было
присвоение всем трем учебным заведениям статуса
федеральных экспериментальных площадок. Мы
стали надеяться, что местные образовательные
власти поймут важность и перспективность нашей
работы и постараются помочь.
Итак, в чем сегодня нам видится суть
разворачивающегося проекта, или, как говорят
методологи, какова его «развивающаяся
предметность»?
Мы обозначаем эту предметность тремя ключевыми
понятиями. Первое – попытка создания новой
образовательной среды для самостоятельного
учения детей и подростков. Второе – новая
функция учителя. Третье – новые внутренние и
внешние взаимодействия участников проекта.
Учебный год подходит к концу. Через месяц –
каникулы. И ученики, и учителя официально не
будут ходить в школу. Но мы говорим: а вдруг
главное образование человека именно тут и
начнется. Потому что каникулы – это свобода! Это
предстоящие путешествия – их можно превратить в
образовательные; неформальное общение с
друзьями – важный социальный опыт, возможность
сколько угодно сидеть за компьютером или читать
книжки не по школьной программе. Никаких тебе
домашних заданий, экзаменов и контрольных –
учись на здоровье, как душа просит!
И для работы по нашему проекту каникулы –
прекрасное время. В 71-й московской школе
начинается «большой ремонт». Тут создаются два
центра. Один для маленьких – по модели, которую
разрабатывает начальная школа в Ефремове. Дети
4–5 лет в этом центре будут самостоятельно и не
спеша осваивать предстоящую им школьную жизнь.
Второй – для подростков. Его решили называть
центром самообразования («Где ты учишься?» – «В
центре самообразования!») А на Чукотке станция
юных техников готовится открыть в школе № 3
Анадыря свой внутришкольный филиал. Тут
воспользуются наработками и москвичей, и
ефремовцев, и своими собственными прошлых лет.
А учителя – участники проекта? Они в конце лета
отправятся в образовательное путешествие с
газетой «Первое сентября» в Финляндию.
Обсуждение проекта продолжится там. Говорят, у
финнов строительство каждого нового поселка
начинается с библиотеки, которая постепенно
превращается в настоящий центр самообразования
для детей и взрослых. Посмотрим, поучимся,
сравним с тем, что уже сами придумали. Так что
ждите следующей дневниковой записи с берегов
лесного озера Ориламмен.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|