Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Есть два подхода к оценке качества образования.
Первый исходит из предпосылки, что это абсолютно объективная характеристика образовательного процесса, которую можно измерить с точностью до балла или процента. Весь вопрос – в создании достаточно адекватных тонких оценочных методик.
Эта точка зрения преобладает среди тех, кто управляет образованием.
С позиции другого подхода качество образования невозможно оценить на основании одних только эталонных, независимых от человека критериев. Даже знания, умения и навыки, которые мы привычно относим к измеряемым величинам, поддаются измерению лишь в грубом приближении. Если, конечно, считать знанием не просто заученные определения, а глубокое проникновение в суть. Еще в меньшей степени поддаются измерению коммуникативные и творческие способности. А уж об измерении атмосферы школы, воспитанности, духовности и речи никто не ведет. Получается, чем важнее характеристика образовательного процесса, тем менее она измеряема. Это означает парадоксальную вещь: стремление оценивать образование с точностью до «единицы» качества оборачивается его потерей. Потому что это ориентирует школу работать на измеряемые достижения, упуская более важное, что измерению не поддается.
Какой же выход? Возможно, он в признании равнозначности объективной и субъективной оценки.
Такой подход во многом меняет направленность работы проверяющих служб. Чиновник из контролера, которого волнует только документация, превращается в заинтересованного эксперта. Разумеется, в этом случае в отчетных документах должна быть графа, где бы высказывалось субъективное мнение оценивающего. Нет никаких оснований, чтобы относиться к нему с меньшим уважением и доверием, чем к так называемым объективным параметрам. А чтобы как-то содействовать развитию качества, в этих же итоговых документах желательно отвести место для ответа на вопрос: в какой помощи нуждается школа и каким образом можно ее оказать?

Четвертое педагогическое измерение

Школа учит не только знаниям, умениям, навыкам. Есть еще нечто более важное, не поддающееся никаким оценкам...

Существуют приборы, которые измеряют температуру, давление, магнитные бури...
А можно ли создать измеритель для духовности? Приносим мы этот прибор в школу, и он показывает, что эта школа живет столь высокими духовными устремлениями, какие мы только можем себе представить.
Такую школу я назвал бы прекрасной.

Знание для человека и... против него

Сегодня качество образования, если допустить, что такое понятие существует, определяется не духовностью. Школа оценивается старыми способами: приобретенными знаниями и умениями.
Говорят, знания – сила, но в одном человеке она не станет разрушительной, а в другом – может принести большой вред и людям, и ему самому. Вспомните, как мир был потрясен сентябрьскими событиями прошлого года, когда в Америке рухнули два огромных здания. Пилоты, которые на огромных скоростях точно направили «боинги» в эти здания, конечно же обладали сложнейшими современными знаниями и умениями.
А если так, то в чем суть качества образования? В том ли, что я отлично знаю физику, химию, биологию, психологию и другие науки? Или в том: каково мое отношение к этим знаниям, ради чего я их познаю?
В школах, где самым важным считается знание, о ребенке судят по тому, какие отметки он получил. Ты отвечаешь на пятерку – мы хорошо подумаем о тебе, на четверку – это уже хуже. Но представьте себе ситуацию: ответ ученика на экзамене заслуживает тройки, а учитель ставит ему 5, потому что чувствует состояние этого растущего человека и не хочет, чтобы он выходил из школы озлобленным. Можно ли считать это завышением или занижением качества?
С точки зрения четвертого измерения педагогики – измерения духовности – учителю позволительно так поступать.

Образ, предначертанный свыше

Ученик может приобрести прочные знания в полном соответствии с программой и даже сверх того, но говорить об образованном человеке, возможно, не придется. И вот еще почему.
Процесс образования, на мой взгляд, связан с тем образом, который изначально был заложен в ребенке. Я считаю, что ребенок приходит со своим предназначением, судьбой и образом. И этот образ должен быть обязательно прекрасен. Это моя педагогическая вера – вера в прекрасное предназначение каждого родившегося на земле человека. Образование для меня есть процесс раскрытия этого внутреннего образа.
Я стремлюсь раскрыть в ребенке его самобытность с помощью моего отношения к нему и с помощью знаний. Если это получается, если я веду ребенка к саморазвитию, самораскрытию, самоутверждению, к своей судьбе, то я полагаю, что образование имеет место быть.

Тревожность и мотивация

Но как я могу судить об этом? Что-то приходит с опытом. Скажем, благородство человека не поддается измерению. Но благородство проявляется в словах и поступках, которые можно наблюдать.
В психологии известны разные способы выявления внутренних состояний. Например, существует так называемая шкала тревожности. Если тревожность в определенных пределах – это норма, а если есть отклонение вправо или влево – дела плохи.
В наших классах это было в норме, но в иных классах были дети, абсолютно равнодушные и к двойкам, и к мнению взрослых о себе. Были и такие, кто испытывал крайнюю тревогу, жил с постоянной мыслью: а что будет завтра?
И поэтому ребята не выполняли домашнее задание. Мотив к учению заглушается, растворяется, уничтожается при сильной тревожности.
Однако не все можно измерить, внутри человека есть более глубокие слои, которые не поддаются измерению.

Где хранится мера?

Где в таком случае нам искать мерку для качества образования? В разработках ученых, в методике, технологии, стандартах или, может быть, в новой образовательной доктрине?
Если мы обратимся к истории, увидим, что ни одна реформа не была доведена до конца, хотя начиналось все обычно с большой помпой и грохотом. Я помню, как в начале 60-х, когда перестраивали производственное обучение, переписывались учебники. Где теперь это все? И можно ли найти меру качества в подобных внешних преобразованиях? На мой взгляд, нет.
Когда я, как руководитель новой школы, подбираю себе кадры, я, конечно, смотрю на знания. Но этим критерии моего выбора не исчерпываются. Я смотрю на отношение педагога к детям, на его личные качества. Это педагогические аксиомы: личность воспитывается личностью, красота – красотой, доброта – добротой.
А мера внутри меня.
Это точно так же, как у экспертов на конкурсе. Экспертам дают объективные критерии, по которым они должны оценивать конкурсантов. И все равно оценки разных экспертов далеко не всегда совпадают. Значит, оценка зависит от личности оценивающего.
Объективно качества образования не существует. Объективно существуют лишь внешние условности, которые тут же обнаруживают себя в субъективном мнении оценщика.
Есть разные педагогические системы, в основании которых лежат, казалось бы, объективные научные законы. И на первый взгляд мерой должна быть эта объективность, этот закон. Но какой бы закон наука ни установила, если я как учитель не поверю в это, он моей практике не посодействует.
Повторяю, мера в образовании хранится внутри личности, в субъективной действительности. И если моя мера совпадет с вашей мерой, с чьей-то еще, давайте договоримся и будем делать общее дело.
Учитель реформирует школу, он же деформирует школу. Учитель делает школу хорошей и плохой. На семинарах я часто задаю коллегам вопрос: кто ваши любимые учителя? И называют одно, два имени или вообще затрудняются с ответом. А ведь это вопрос о качестве образовательного процесса. Молодой учитель берет пример со своего любимого учителя.
У меня был любимый педагог Варвара Вардиашвили – удивительная женщина, которая до сих пор ведет меня по жизни. Я закрою глаза, пообщаюсь с ней, и она мне скажет: “Эта педагогика не годится, такая лучше”.

Пусть горят очаги школ жизни!

А как быть управленцу? Точно так же – мера должна храниться в нем.
Образованию нужно много добрых людей, оценщиков, но не начальников. Понятие «начальник» в образовании имеет разрушительную силу. Раз начальник, он может принять вас или не принять. А нам нужны попечители, которые думают над тем, как помочь школе. Нам нужна не начальственная работа, а забота.
Мне бы хотелось, чтобы министр и президент каждый год говорили добрые слова учителям, выражали им свою признательность и веру в них.
Это окрыляет учителей, тогда и уроки проходят по-другому.
Для управленца важны знания? Хорошо, измеряйте их, но не мешайте людям, которые занимаются еще и школьной атмосферой. Поощряйте их. Пусть школа не оценивается только мерками знаний и компетенций. Ибо в школе делается более громадное, что не поддается измерению.
Я вижу: когда учителя создают в школе отношения взаимного уважения, доброты, чуткости, то сама эта атмосфера, иногда без особых педагогических приемов, ведет ребенка к становлению и раскрытию. А по мере того, как мы ведем ребенка к духовности, ему все легче становится учиться. Расширяется детское сознание, и дети приходят с удивительными вопросами, догадками, идеями.
Может быть, вы не увидите плодов этой деятельности в школе и даже в вузе. Но если предоставить свободу учителям, если поддержать их устремленность к духовным ценностям, они сделают больше. И через 10, 15, 20 лет вы ощутите, что эти ценности изменят нашу жизнь.
В книге “Роза мира” Даниил Андреев замечательно размышляет о будущем преобразовании школ жизни. Он говорит: надо, чтобы зажглись очаги таких школ. Пусть будет где-то маяк, и еще маяк, и еще... Они привлекут внимание одного человека, другого, третьего... Будут разные школы, и каждый найдет свою, которая ему по душе. Все это станет постепенно умножаться и преобразовываться.
Школа – великая сила, только мы недооцениваем ее. Ищем силу в экономике, а она в духовности.

Шалва АМОНАШВИЛИ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru